Доля премиальных автомобилей в продажах в России упала на 89% год к году
Полторы тысячи новых премиальных автомобилей реализовали в России в мае. Это на 89% меньше, чем годом ранее, и на 45% меньше, чем в апреле. Mercedes-Benz не отгружает автомобили со склада в России дилерам из-за опасения вторичных санкций. General Motors полностью ушла с российского рынка. Ограничения пока не затронули только Genesis
В мае премиальный сегмент автомобильной рынка сжался почти вдвое. На доли дорогих машин пришлось 5,3% продаж легковых автомобилей за месяц при 9-10% рынка в обычных условиях. Всего в России продали 1500 премиальных авто, это на 89% меньше, чем годом ранее, и 45% меньше, чем в апреле, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты «Автостата» на основе данных «Электронного паспорта» (ЭПТС).
В «Автостате» отмечают, что почти весь премиум-сегмент состоит из марок, которые приостановили поставки автомобилей в Россию. Лидерами в премиуме всегда были немецкие марки. По итогам 2021 года доля BMW на российском авторынке составила 2,8%, за год продали 46 880 машин (без учета Mini), Mercedes-Benz — 2,6% (43 000 машин). Для сравнения, доля массового Volkswagen — 3,3%.
В январе—марте 2022 года BMW сократил продажи на 23%, до 8400 машин (доля рынка — 3%), Mercedes-Benz — на 39%, до 6900 (доля 2,5%). На остальные бренды приходилось меньше продаж, в основном это были европейские Audi, Porsche, Volvo и другие, японский Lexus и американские Cadillac и Chevrolet.
В начале года причиной приостановки импорта в России были логистические сбои. В марте поставки автомобилей в Россию запретили США — там выпускаются BMW X серии и Mercedes GL, а также Cadillac и Chevrolet, принадлежащие General Motors. Санкции Евросоюза в марте затронули поставки в Россию машин дороже €50 000 ($53 500), а японские в том же месяце — авто дороже ¥6 млн ($45 100).
Собеседники газеты в отрасли рассказали, что Mercedes-Benz приостановил отгрузку автомобилей со склада в России дилерам из-за опасения вторичных санкций. General Motors полностью ушла с российского рынка. Совсем не затронули ограничения только корейский Genesis компании Hyundai, но трудности с логистикой — большая проблема и для него.
Сергей Удалов из «Автостата» отметил, что сборка в России была только у Mercedes-Benz и BMW, у них складские запасы оказались больше, чем у других марок. Во время всплеска спроса в марте активно разбирались именно премиальные автомобили. Как объяснил эксперт, «их клиенты понимали, что деньги есть и сейчас будет дешевле, чем когда-нибудь, а машин может потом вовсе не быть». Аналитик добавил, что доля премиальных марок продолжит падение из-за внешних факторов, в то время как склады в массовом сегменте отчасти пополняются за счет китайских и российских марок.
После начала «спецоперации»* России на Украине многие иностранные производители автомобилей ушли с российского рынка. Об остановке производства или приостановке поставок объявляли BMW, Jaguar Land Rover, General Motors, Volkswagen, Volvo, MAN и другие. В марте российские автодилеры сообщили о повышении роста цен на автомобили большинства марок с 1 апреля. Рост цен они объяснили падением курса рубля и повышением утилизационного сбора.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.