SSJ100, МС-21 и Ту-214: ОАК и «Аэрофлот» могут заключить договор на 300 самолетов
«Аэрофлот» и Объединенная авиастроительная корпорация готовятся заключить договор на поставку авиакомпании 300 самолетов российского производства — SSJ100, МС-21 и Ту-214. Рамочное соглашение о заказе самолетов предполагается подписать на Петербургском международном экономическом форуме, выяснили «Ведомости»
«Аэрофлот» и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намереваются заключить рамочный договор о поставках авиакомпании 300 самолетов российского производства на Петербургском международном экономическом форуме. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на собеседников, знакомых с планами «Аэрофлота».
Один из них уточнил, что планируется заказать у ОАК самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), МС-21 и Ту-214. По словам источника газеты, большая часть заказа придется на самолеты последнего поколения – SSJ100 и МС-21, меньшая – на Ту-214. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов (ОАК входит в госкорпорацию) в начале июня в интервью турецкой газете Star сообщил, что ОАК планирует выпустить более 110 самолетов типов МС-21, Ту-214 и Ил-114 к 2025 году и около 500 к 2030 году.
Представитель «Ростеха» сказал газете, что компания вступает «в череду крупных сделок с авиакомпаниями». Он добавил, что «комментировать это преждевременно»». В «Аэрофлоте» и пресс-службе ОАК на вопросы газеты не ответили. Группа «Аэрофлот» является крупнейшим эксплуатантом отечественной авиатехники.
В России эксплуатируются почти 1000 самолетов, из которых около 750 — иностранные, писал «Коммерсантъ». В лизинге иностранных владельцев находится более половины из них, подсчитали в консалтинговой компании Cirium.
С 2018 года авиапарк группы пополнили 126 самолетов SSJ100. Сейчас почти все они переданы в авиакомпанию «Россия», входящую в группу. В 2018 году «Аэрофлот» подписал с «Ростехом» твердый контракт на поставку 50 среднемагистральных МС-21 в 2020–2026 году с опционом еще на 35 машин. Твердые заказы на МС-21 в 2018 году сделали авиакомпании Red Wings (16 машин) и «Ираэро» (10 самолетов), лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс». По данным на 2019 год, которые приводил вице-премьер Юрий Борисов, у ОАК было заказано 175 МС-21.
Самолет с турбинами зарубежного производства и крыльями из импортных композитов получил базовый сертификат в декабре 2021 года. Первые такие самолеты планировали получить «Россия» во второй половине 2022 года. Чемезов в январе на встрече с премьером Михаилом Мишустиным уточнял, что производство МС-21 с российскими двигателями и крылом запланировано на 2024 год.
В марте «Ростех» предложил возобновить производство среднемагистрального самолета Ту-204/214 и дальнемагистрального Ил-96. Это должно поддержать отрасли до начала производства обновленных после импортозамещения версий SSJ100 и МС-21. ОАК планирует построить 70 самолетов Ту-214 до 2030 года, сообщал «Ростех» в апреле, а Чемезов уточнял, что такие самолеты авиакомпании начнут получать в 2024 году.
Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напомнил, что на ввод в эксплуатацию более 150 SSJ100 потребовалось 11 лет. Темпы поставок, по его словам, должны быть «ощутимо выше», когда речь идет о трех типах самолетов. По его оценке, этот заказ «точно будет выполнен и станет приоритетным для ОАК». По словам эксперта, каталожная стоимость для SSJ100 составляет $34–35 млн, для МС-21 – около $70 млн, но, скорее всего, в рублевом эквиваленте.
По мнению Пантелеева, «Аэрофлот» сможет рассчитывать на существенный дисконт. «300 самолетов – серьезная сделка даже по глобальным мировым меркам», — сказал он. Эксперт добавил, что авиаперевозчик, который первым сформирует масштабный портфель заказов и обновит парк самолетов, «получит возможность радикально нарастить рыночную долю».