Машиностроители предупредили о риске дефицита импортных шин для тракторов
Российские машиностроители опасаются нехватки шин для сельскохозяйственной и специализированной техники. Премиальные бренды приостановили поставки и выпуск в России, что приводит к росту импорта бюджетных шин из Азии. В России ряд шин для тракторов и сельхозтехники не выпускают, а перебои с поставками поставят выпуск техники под угрозу
России грозит дефицит шин для сельхозтехники и специализированных машин для аграрного сектора, наибольший риск — в премиальном сегменте, участники которого прекратили поставки в Россию. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
О возможной нехватке шин премиального сегмента заявили в «Мишлен» и Continental. В Bridgestone сказали, что наблюдали дефицит в премиальном сегменте сельскохозяйственных шин в 2021 году. Основная потребность в шинах для тракторов приходится на начало февраля и длится до конца апреля, для комбайнов — с середины сентября и до середины октября, пояснили в компании.
Традиционно пик спроса на шины для сельскохозяйственной техники приходится на первый квартал, уточнил эксперт компании «Мишлен». Он отметил, что в этом году клиенты заранее формировали запасы — спрос сместился из первого квартала 2022 года в четвертый квартал 2021 года. Приостановка поставок во втором квартале неизбежно вызовет на рынке дефицит шин премиальных брендов, подытожил собеседник. Американский Titan владеет 64,3% в российском предприятии «Волтайр-Пром», которое в том числе выпускает шины под этой маркой. Согласно данным компании, на российское предприятие в 2021 году приходилось примерно 6% мировых продаж Titan, но в январе—марте эта цифра снизилась до 5%. Titan приостановил инвестиции в России и снизил загрузку завода.
По данным Росстата, в 2021 году в стране выпустили 1,6 млн шин и покрышек для сельскохозяйственных машин. В Минпромторге сообщили, что объем производства с января по март составил 439 400 штук, потребление — 429 390 штук, экспорт — 111 000 штук, импорт — 101 000 штук. На мировом рынке шин для сельхозтехники основные позиции занимают Bridgestone, Titan International, Continental, Michelin и индийский BKT.
В 2021 году рынок в России рос, сказали в Continental: рост в части шин для спецтехники составлял двузначные величины в процентном выражении, особенно впечатляющим он был в сельскохозяйственном сегменте. Но уже тогда фиксировался дефицит популярных на рынке типоразмеров шин. «На этом фоне отмечалось интенсивное проникновение на российский рынок шин экономсегмента из стран Южной и Юго-Восточной Азии», — сказали в компании.
Председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД Александр Алтынов подтвердил, что нехватка шин именно некоторых типоразмеров наблюдалась и ранее. В Минпромторге сказали, что возможности производителей «Волтайр-Пром» и «Нортек» позволят полностью закрыть потребности внутреннего рынка. «Ажиотажного спроса, по крайней мере на сельскохозяйственные шины, на рынке не отмечается. Сказывается дальновидность многих владельцев, успевших приобрести шины заранее, а также невысокая импортозависимость этого сегмента», — сообщили в министерстве.
Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко сказал, что «на производителей шин, ушедших с рынка, приходилось 8–10% закупок агрохолдинга». «Основной объем приобретаем у российских производителей (около 60%), а также индийских и турецких поставщиков», — отметил он. Собеседник добавил, что не видит рисков в ближайшей перспективе. Заместитель директора ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш» Вячеслав Пронин отметил, что в сегменте шин для спецтехники российские производители покрывали около 30% спроса.
«Импортозависимость высокая, далеко не все типоразмеры производятся в России, особенно для прицепной сельхозтехники, а также сеялок и культиваторов (малые размеры) и мощных тракторов (большие размеры). Также нет выпуска шин низкого давления, например, на опрыскиватели»,— рассказал он. Самый крупный сегмент по объему — это прицепная техника, десятки тысяч машин, по стоимости — тракторы, рынок которых около 14 000 единиц, уточнил Пронин. Китай, Индия, Белоруссия продолжают поставлять шины, но, если поставки прервутся, выпуск техники окажется под угрозой, заключил он.