Власти заметили рост в три раза доли нелегального пива в обороте в России
Доля нелегального оборота пива от конечных продаж в России выросла в 2021 году втрое относительно года до этого, показало исследование Минпромторга. Нелегальный оборот пива и пивных напитков составил почти 1,6 млрд литров. Потери бюджета России из-за этого по итогам прошлого года вырастут до 30 млрд рублей, оценили эксперты
Доля нелегального пива в конечных продажах в 2021 году выросла до 16,6%, следует из исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК, структура Минпромторга). Исследование есть у Forbes.
Доля контрафакта оказалась в три раза больше, чем было по итогам 2020 года, — 5,2%. Такой высокой доля нелегального пива в последний раз была в 2016 году (15,8%), после чего два года составляла лишь 8% и 7,5% соответственно, а в 2019-м — 11,3%. В 2021 году было почти 1,57 млрд литров контрафактного пива — эта цифра оказалась максимальной за семь лет в выборке ННЦК и впервые с 2016 года она больше 1 млрд литров.
Основную часть нелегального оборота (почти 1,3 млрд литров) составляет производство без уплаты акцизов и прочих налогов. Лишь 282 млн литров составляет ввоз из сопредельных стран. Потери бюджета России от контрафактной продукции по итогам 2021 года увеличатся до 30 млрд рублей, в том числе из-за недобора платежей по акцизу на пиво в размере 26-27 млрд рублей, считает ННЦК. Прямые потери от неуплаты налогов и акциза в 2015-2020 годах составляли от 11 млрд до 30 млрд рублей ежегодно, отметил центр.
К росту незаконного оборота пива и пивных напитков приводит высокая маржинальность производства нелегальной продукции, а также снижение покупательской способности населения, увеличение ставок акциза и доли акциза в цене готовой продукции и недостаточный контроль оборота пива и пивных напитков со стороны уполномоченных органов, уверен ННЦК.
Объемы производства пива и пивных напитков в основном растут в последние годы, кроме небольшого снижения в 2019-м. Импорт пива в Россию неуклонно увеличивался с 2015 года и за 11 месяцев 2021-го составил 498 млн л. Импорт пива и пивных напитков обеспечивает 4-5% всего предложения в России, говорится в исследовании. Его авторы провели качественное исследование пива 113 торговых марок российских и иностранных брендов по 429 показателям, а также 32 торговые марки пивных напитков по 44 показателям.
В 2021 году 62% рынка приходилось на крупных производителей: AB InBev Efes, пивоваренную компанию «Балтика» и Heineken. После начала «специальной военной операции»* России на Украине крупные мировые пивоваренные компании Heineken и Carlsberg сначала приостановили работу в стране, а затем решили окончательно уйти. Бельгийская AB InBev решила продать свою долю в своем совместном предприятии AB InBev Efes в России. Доля и темпы продаж импортного пива в апреле снизились более чем на 30% год к году, а доля иностранных брендов в категории с начала года сократилась с 6,2% до 3,8%, выяснил NielsenIQ.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.