К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лихорадка отступила: россияне перестали покупать лекарства впрок

Фото Евгения Софийчука / ТАСС
Фото Евгения Софийчука / ТАСС
После ажиотажа начала марта продажи лекарств снизились. Это подтверждают и аналитики, и участники рынка. Они предсказывают дальнейшее падение продаж в традиционно низкий для фармрозницы летний сезон

Как предсказывали в апреле в беседах с Forbes фармдистрибьюторы и аналитики рынка, «сначала [будет] ажиотажный спрос, и товары уйдут в домашние аптечки, потом будет падение спроса». Так и произошло.

На неделе, предшествовавшей «спецоперации»*, 14-20 февраля, было продано 99 млн упаковок готовых лекарств на 28,4 млрд рублей, свидетельствуют данные аналитиков DSM Group. Уже через неделю, с 28 февраля по 6 марта, фармацевтическая розница поставила абсолютный рекорд: 146 млн упаковок на 54 млрд рублей. Затем начался постепенный спад, и на последней предмайской неделе, закончившейся 24 апреля (более поздних данных пока нет), было продано 77 млн упаковок на 24,3 млрд рублей (в первую неделю января было продано 72 млн упаковок на 19 млрд рублей).

Ожидается, что спад продолжится. «В майские праздники, как правило, всегда падают продажи, — объясняет Forbes генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. — Наши данные говорят, что сейчас снижение после ажиотажа». Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов подтверждает: «Самая напряженная ситуация была в первую неделю марта, когда рост [продаж] составлял порядка 40-50% относительно показателей, нормальных для этого сезона. Затем спрос начал снижаться и, по большому счету, до конца марта ситуация практически полностью стабилизировалась».

 

По словам Беспалова, в марте люди делали запасы, а потом начали их расходовать: «Ну и поняли, что никаких глобальных проблем с лекарственным обеспечением нет — сейчас мы уже видим достаточно спокойное потребление на уровне даже ниже, чем это должно быть для этого сезона». Forbes расспросил аналитиков и участников рынка, чего они ждут в дальнейшем.

Летний спад

Беспалов из RNC Pharma предсказывает, что летом произойдет дальнейший спад продаж. «По некоторым позициям запасы сделаны очень серьезные, — говорит он. — По отдельным препаратам в течение марта закупили запасы в объемах годовой или даже полуторагодовой потребности. Это, например, [препарат гормонов щитовидной железы] L-Тироксин или инсулин, которые должны приниматься постоянно. Люди переживали, что могут возникнуть проблемы».

 

Летом, с одной стороны, наступит низкий сезон по некоторым препаратам, скажем, противопростудным, объясняет Беспалов, а с другой стороны, активизируется спрос на другие продукты, связанные с лечением аллергии, пищевых отравлений и так далее. «Тем не менее, этот всплеск спроса [будет] несопоставим с весенним», — говорит эксперт. По его словам, летом спрос будет сдерживать еще и снижение доходов потребителей в связи с общей экономической ситуацией. «Возможно, не будет проседания с точки зрения ухода того или иного ассортимента, — говорит Беспалов, — но совершенно точно будет переключение на [более дешевую], прежде всего отечественную продукцию».

Снизятся ли цены

Некоторые участники рынка говорят о возможном снижении цен на лекарства. «Бывает, что у производителей происходит летнее снижение цен, — рассказывает генеральный директор «Аптечной сети 36,6» Александр Кузин. — Летом объем рынка снижается, сам он становится более конкурентным, и производители и дистрибьюторы снижают закупочные цены для аптек. Соответственно, снижаются и розничные цены».

Попросивший об анонимности топ-менеджер одного из крупных российских производителей иронизирует: «Такого не может быть! Если это лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), то любое изменение их цены — это целая бюрократическая процедура». По его словам, единственная вероятность снижения цены у производителя возникает лишь в том случае, если вдруг у него на складах возникло затоваривание каким-либо лекарством, его нужно распродать, и только тогда он может снизить цену.

 

Чего ждать

Вероятным вариантом развития событий игроки рынка и аналитики считают консолидацию аптечного рынка. Но при разных условиях.

Во время лекарственного ажиотажа в первые недели марта выручка аптек росла так быстро, что у них накапливались денежные запасы, и они скупали у дистрибьюторов лекарства на любых условиях, даже по предоплате. Когда же бум закончился, некоторые аптеки остались без наличности, и у них стали возникать кассовые разрывы.

«В ретейле есть риск ухода с рынка некоторых компаний, прежде всего единичных аптек и небольших региональных сетей, — считает Беспалов из RNC Pharma. — В общем-то, этот процесс уже начался». Тем не менее, он считает, что, с большой долей вероятности, уходящих будут заменять крупные сети: они будут открывать свои точки в тех местах, где закрываются мелкие игроки, или приобретать целиком отдельные бизнесы.

«Игроки испытывают недостаток ликвидности, — признается Кузин из «Аптечной сети 36,6». — Но я думаю, что государство может помочь с ликвидностью отечественным производителям, те дадут больший товарный кредит для дистрибьюторов, а те, в свою очередь, обеспечат товаром аптеки».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+