«Известия» рассказали о рекомендациях авиакомпаниям по подготовке к полетам без GPS
Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования американской навигационной спутниковой системы — GPS. Агентство сослалось на доклад европейского авиарегулятора, в котором сообщалось об участившихся случаях глушения и подмены сигналов GPS. «Роскосмос» пообещал направить в Минтранс предложения по замене оборудования GPS на ГЛОНАСС
Росавиация посоветовала российским авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования навигации по GPS. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо заместителя главы Росавиации Дмитрия Ядрова. Ведомство опасается сбоев в спутниковой навигационной системе GPS и ссылается на доклад Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), где говорилось об участившихся случаев помех сигналам GPS и их подмены.
По данным «Известий», письмо с рекомендациями по подготовке к полетам без GPS замглавы Росавиации Дмитрий Ядров направил гендиректору «Госкорпорации по организации воздушного движения» (ОрВД) Игорю Моисеенко и начальникам межрегиональных территориальных управлений агентства. Те переадресовали его руководителям авиакомпаний. В ряде авиаперевозчиков газете подтвердили получения письма.
Росавиация поручила госкорпорации по ОрВД «оказывать содействие экипажам воздушных судов при отключении GPS». Пилотам рекомендуется сообщать диспетчерам о «сбоях, ухудшении и аномальной работе GPS». Авиакомпании призвали организовать занятия с летным составом для отработки действий на случай сбоев в работе спутниковых систем навигации.
Ядров связал рекомендации Росавиации с отчетом EASA от 17 марта. Европейский авиарегулятор в нем предупредил, что после начала «спецоперации»* России на Украине участились случаи создания помех («глушения») GPS и «спуфинга», то есть подмены сигнала. Такие сбои регистрировались около Калининградской области, в Балтийском и Черном морях, в восточной части Финляндии, в Восточном Средиземноморье (около Кипра, Турции, Ливана, Сирии, Израиля) и в северной части Ирака.
В нескольких инцидентах помехи привели к изменению маршрута самолета или пункта назначения «из-за невозможности осуществить безопасную посадку», отмечалось в докладе EASA. В письме Росавиации говорится, что проблемы с GPS могут понижать точность навигационных параметров и приводить к невозможности использования ее для навигации. Из-за сбоев могут сработать предупреждения о сближении с землей, потере доступа к системе автоматического оповещения и данным о параметрах ветра, земли и рельефа, а также об отказе или сбое услуг связи, навигации и мониторинга, уточнили в ведомстве. Возможны сбои и отказы связи, навигации, мониторинга и бортовых систем, использующих GPS для определения времени.
По словам собеседника «Известий» в Росавиации, письмо носит рекомендательный характер, у российских самолетов есть альтернативная GPS система навигации. Собеседник газеты в крупной российской авиакомпании сказал, что GPS только корректирует координаты в зависимости от пройденного пути, но эти же коррективы можно производить по наземным радионавигационным средствам и с помощью авиадиспетчера.
Позже ТАСС со ссылкой на гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина сообщил, что госкорпорация 22 апреля направит в Минтранс и Росавиацию технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать сигнал и от китайской навигационной системы.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.