Минтранс предложил отменить госрегистрацию самолетов как недвижимого имущества
Минтранс предложил исключить из российского законодательства требования о государственной регистрации самолетов в качестве недвижимого имущества. Сейчас российские суды не берутся рассматривать споры о правах на авиационную технику — спор об иностранной недвижимости вне их компетенции
Минтранс предложил вывести самолеты из категории недвижимого имущества. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на заключение Совета при президенте по кодификации и представленные ему документы. Министерство объяснило в них изменения в законодательстве необходимостью «облегчения оборота гражданских воздушных судов как объектов гражданских прав» в юрисдикции России.
Полный отказ от института госрегистрации прав на воздушные суда в Совете по кодификации назвали «решительным разворотом гражданско-правового режима воздушных судов». Совет рекомендовал не поддерживать инициативы Минтранса. Заключения совета имеют рекомендательный характер и направляются президенту, правительству и парламенту. Минтранс предложил, в частности:
- исключить из ст. 130 Гражданского кодекса упоминание воздушных судов как вида недвижимости, подлежащего госрегистрации;
- убрать из Воздушного кодекса упоминание о необходимости госрегистрации самолетов;
- отменить изменения в ст. 1207 Гражданского кодекса необходимость госрегистрации права собственности и иные вещные права на воздушные и морские суда;
- устранить «дублирующую регистрацию» воздушных судов;
- отменить обязательную регистрацию прав собственности, аренды, лизинга и т. д.
Юрист юридической фирмы Secretan Troyanov Schaer Николай Бобринский назвал вероятную цель поправок — ограничить средства правовой защиты, доступные иностранным собственникам самолетов, которые были включены в национальный реестр воздушных судов. Авторы инициатив указывают, что их разработка шла по плану законотворческой деятельности правительства на 2022 год, утвержденному в конце прошлого года.
Российское законодательство относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества, сказала партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина. Она назвала такими признаками прочную связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению. Она добавила, что в результате на самолеты распространяется особый режим учета прав — внесение их в ЕГРП.
«Это обеспечивает максимальную защиту прав собственников и стабильность оборота в отношении данных объектов», — отметила Тараданкина. По ее словам, отмена действующего режима регистрации может привести к отказу инвесторов от участия в лизинговых схемах в отношении объектов воздушного транспорта. Существующая система регистрации позволяет оповестить приобретателя о наличии залога, а также снижает риски двойных продаж, добавила юрист.
Бобринский отметил, что признание самолетов движимым имуществом позволит российским судам признавать свою компетенцию по рассмотрению споров о правах на них независимо от их страны регистрации. Российские суды, по его словам, отказывались рассматривать иски о правах на самолеты, находящиеся в зарубежном реестре, — это иностранная недвижимость и оснований для компетенции российского суда нет. После принятия поправок Минтранса практика может измениться, сказал юрист.
Источник газеты в одной из авиакомпаний напомнил, что российские власти рассчитывают сами контролировать поддержание норм летной годности судов, которые используют отечественные эксплуатанты. «Но западные страны не доверяют российской системе контроля, и лизингодатели отказываются прописывать самолеты в российском реестре», — отметил собеседник. Он добавил, что наличие соглашения о взаимопризнании норм летной годности самолетов автоматически снимало бы вопрос перевода судов в российский реестр.