VIP-авиапарк может пополниться бывшими в эксплуатации Ту-204 и Ту-214
Лизинговая компания «Ростеха» «Ильюшин Финанс Ко» намерена продать подержанные Ту-204 и Ту-214 собственникам бизнес-джетов. В ОАК оценивают стоимость продажи самолетов с восстановлением и в VIP-компоновке в 3 млрд рублей, компании бизнес-авиации называют расценки завышенными. Многие в отрасли не видят экономического смысла в переделке самолетов в бизнес-джеты
Лизингодатель «Ростеха», компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), выставил на продажу семь самолетов Ту-214 и Ту-204. В ближайшие месяцы после ремаркетинга и VIP-комплектовки как минимум несколько из них могут найти новых владельцев среди российских собственников иностранных бизнес-джетов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в «Ростехе» и директора ИФК Сергея Туркина.
Разукомплектованные самолеты принадлежат ИФК — это три Ту-214, два Ту-204–100 и два Ту-204–300. Ранее самолеты использовались авиакомпаниями Red Wings (входит в «Ростех»), «Владивосток-авиа» (признана банкротом в 2014 году) и «Трансаэро» (признана банкротом в 2017 году). Проектный ресурс судов рассчитан на 45 000 летных часов, но фактический налет не превышает 20 000–25 000 летных часов. Возраст самолетов — от 12 до 16 лет.
Директор ИФК Сергей Туркин рассказал об интересе к самолетам для последующей конвертации в бизнес-джет. «Ждем первых выходов на сделки», — отметил он. Стоимость восстановления летной годности в конце лета 2021 года в ИФК оценивали в 1,5 млрд рублей. По словам Туркина, сейчас стоимость восстановления сложнее оценивать, но «с учетом доустановки хорошего VIP-салона», затраты для компании могут достигать 3 млрд рублей.
По словам гендиректора компании деловой авиации «Меридиан» Владимира Лапинского, предложение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) при невозможности купить иностранный бизнес-джет можно рассмотреть, но лишь при соблюдении ряда условий: разумных сроков поставки воздушного судна и наличия отечественных комплектующих и программы подготовки техников и пилотов. Соблюдение этих условий может потребовать бюджетного софинансирования, подытожил он.
Примерный срок восстановления «Ту» с начала авансирования — полтора-два года. Ремонт будет осуществляться на авиазаводах ОАК в Ульяновске, где уже находится часть самолетов, и в Казани. По данным газеты, самолеты «Ту» в VIP-компоновке в России эксплуатирует Росгвардия, «Бизнес Аэро АОН» в интересах ВТБ и Red Wings — по одному VIP-борту, у «Роскосмоса» их два. В парке компании «Авиастар-ТУ», единственного в России эксплуатанта грузовых версий Ту-204, — четыре таких самолета, два из них используются в интересах «Почты России».
Гендиректор компании Дмитрий Коваленко сказал, что переговоры с ИФК продолжаются, «но пока никакой конкретики нет». По его словам, «Авиастар-ТУ» в теории может выступать и как заказчик бортов, и как организация по восстановлению самолетов. Собеседник в Ассоциации деловой авиации назвал расценки ИФК «космическими». По его словам, за цену до $40 млн по текущему курсу Центробанка можно подобрать «гораздо более свежий» Embraer Legacy 650. По мнению Коваленко, более адекватна цена восстановления в пределах 2 млрд рублей. Из них 600 млн рублей нужно потратить на два двигателя ПС-90А, столько же на ремонт, а остальное — на шасси, авионику и салон.
При недостаточности флота для перевозки пассажиров и грузов конвертация самолетов в бизнес-джеты выглядит необоснованным расточительством, сказал гендиректор авиакомпании «МаксФлайт» Максим Царев. По его мнению, Ту-214 мог бы закрыть нишу, которую занимали Airbus 321 и Boeing-737, «перевозя по 200 человек за рейс, а не пару-тройку потребителей VIP-сервиса». «Конвертация пассажирского судна в карго-класс более логична, а стоимость вполне оправданна», — добавил он. Конвертация Boeing 777 из пассажирского варианта в грузовой стоит около $50 млн (около 4 млрд рублей), оценил он. Собеседник добавил, что в грузовом варианте Ту-214 «используется и востребован».
По словам главы совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азата Хакима, простаивающий самолет 15-летней давности «по сути, надо собирать заново». Собеседник добавил, что потенциальные покупатели в деловой авиации интересуются VIP-версиями SSJ Aurus. «Ростех» оценивал его в $40–50 млн, источники в отрасли — в $60–70 млн. Лапинский напомнил, что двигатели на самолете — совместного производства с французской компанией. «Пока не будет решен вопрос с ремонтом горячей части двигателя или с заменой иностранной авионики, желающих будет немного», — сказал он.