Дешевая нефть, замена SWIFT и транспортные коридоры: как Индия стала другом России
1 апреля глава МИДа России Сергей Лавров нанес в Дели рабочий визит, который не прошел незамеченным для мировой общественности. Американская CNBC написала, что на фоне «спецоперации»* на Украине визит российского министра иностранных дел «ставит Индию под удар». Представители США и Австралии раскритиковали позицию Индии, которая воздержалась во время голосования по проекту резолюции о прекращении огня на Украине в ООН, а теперь обсуждает возможность перехода на альтернативную SWIFT российскую систему, что Запад расценивает как попытки помочь России обойти санкции.
Индия с 2010 года находится в статусе «особо привилегированного стратегического партнера» России, но сейчас укрепление торговых связей, налаживание новых платежных механизмов и развитие сотрудничества между странами обрело особенную значимость. Индия, наряду с Китаем, — среди немногих крупных стран, отказывающихся пока поддерживать санкции со стороны ЕС и США в адрес России.
В ходе Восточного экономического форума 2019 года лидеры двух стран поставили весьма амбициозную цель: довести товарооборот к концу 2025 года до $30 млрд. До назначенной даты остается чуть более трех лет, но пока до этой цифры далеко: в 2021 году товарооборот составил $13,56 млрд, причем профицит России в торговле превысил $4,7 млрд. При этом портфель оборонных заказов к моменту прошлогоднего саммита превысил $14 млрд, несмотря на стремление Индии диверсифицировать импорт, ее зависимость от российской военной техники и запчастей остается критической.
Каковы же перспективы развития торгово-экономических отношений России и Индии?
Расчеты под санкциями
И Россия, и Индия (достаточно вспомнить ее вынужденный отказ от импорта иранской нефти) в последние годы прямо или косвенно ощущали на себе последствия международных санкций. Однако санкционная волна, накрывшая Россию в конце февраля — начале марта 2022 года, оказалась испытанием для российско-индийских связей. Такие меры западных стран, как отключение российских банков от системы SWIFT и запрет отдельным российским финансовым учреждениям проводить долларовые операции, привели к тому, что уже к первым дням марта объем недополученных индийскими экспортерами платежей достиг $500 млн.
Сложившаяся ситуация требует поиска нестандартных решений. Возможность сопряжения национальных систем передачи финансовых сообщений, а также взаимного признания национальных платежных систем («Мир» и RuPay соответственно) обсуждается не первый год, и, как сообщил 4 апреля посол России в Индии Денис Алипов, сейчас ведется работа по созданию альтернативной платежной системы. Расчеты в рублях и рупиях уже применялись при отдельных торговых операциях, но растущие риски из-за колебаний курса рубля могут потребовать использование юаня в качестве базисной валюты. О том, что такой вариант рассматривается, сообщала индийская деловая газета Mint со ссылкой на источники в правительстве страны.
На прошлой неделе индийская газета Economic Times писала, что российский ВЭБ и Центробанк Индии работают над созданием собственной системы международных переводов. По данным издания, в начале апреля представители банков должны встретиться для обсуждения финальных деталей работы системы. Однако колумнист Bloomberg Энди Мухерджи предостерегает, что переход на расчеты в рупиях и рублях на базе альтернативной SWIFT системы «рассердит» Запад, а Индия в этом случае будет «испытывать терпение США и Европы».
Комментируя в разговоре с Forbes эффект санкций на ведение бизнеса в России, исполнительный директор индийской компании ChemPartners Russia Гаурав Суд подчеркнул, что, несмотря на временные трудности, индийский бизнес осознает открывающиеся возможности. «С российской стороны мы наблюдаем стремительный рост спроса во всех отраслях, в которых присутствуем. В частности, коллеги заинтересованы в аналогах европейского оборудования в нефтеперерабатывающей, добывающей, пищевой промышленности, — сказал Суд. — Индийские экспортеры готовы работать с новыми платежными механизмами и искать новые логистические решения».
Транспортная доступность
Едва ли не более серьезной проблемой, чем сложности в расчетах, для экспортеров стала транспортно-логистическая. И без того выросшие в стоимости морские перевозки стали еще более затруднительными из-за роста затрат на страхование грузов, идущих в Россию. Одновременно целый ряд транспортных компаний и портовых операторов отказываются от приема грузов, направляющихся в Россию или из нее. Кроме того, в некоторых индийских портах прекратили отгрузку товаров для последующей отправки в Россию. В условиях разрыва лизинговых контрактов с российскими перевозчиками оказались ограниченными и авиаперевозки. Вопрос транспортной доступности двух стран в силу особенностей географического положения и крайне нестабильной политической обстановки на потенциально транзитных территориях всегда стоял ребром, но сейчас оказался особенно актуальным.
Сложившаяся сейчас ситуация только подтверждает необходимость активного вовлечения России и Индии в глобальный тренд создания международных транспортных коридоров. Рост конкурентоспособности сухопутных перевозок заставляет обратить внимание на Международный транспортный коридор «Север — Юг», идея которого появилась в 2000 году вместе с трехсторонним межправительственным соглашением России, Ирана и Индии. В настоящий момент МТК недозагружен: ежегодно по нему провозят грузы объемом немногим более 20 000 TEU (единица измерения грузов, равная объему одного 20-футового контейнера), причем 60% из них приходится на зерно. При этом, по оценкам Евразийского банка развития, в течение 10 лет есть возможность увеличить этот объем в 15-30 раз. Таким образом, сокращение сроков и стоимости поставок из России в Индию и наоборот зависит от хода инфраструктурного строительства в Иране (в частности, завершения участка железной дороги Астара — Решт). По словам Гаурава Суда, его компания уже начала искать новые транспортные маршруты, в том числе через Иран и Турцию.
Другое направление российско-индийского транспортного сообщения пролегает через Азиатско-Тихоокеанский регион — там планируется создать морской коридор, связывающий индийский порт Ченнаи с Владивостоком. Прохождение такого маршрута занимает 24 дня вместо 40, за которые суда в среднем преодолевают расстояние между Мумбаи и Санкт-Петербургом. Несмотря на неблагоприятную для проекта текущую обстановку, в долгосрочной перспективе развитие российско-индийской торговли будет, вероятно, зависеть в том числе от его реализации.
Четвертый энергетический переход
Важность морского пути из Владивостока в Ченнаи подтверждается переговорами о продаже Индии 15 млн баррелей российской сырой нефти, предположительно со скидкой 35% по сравнению с ценами до обострения ситуации на Украине. В условиях высоких цен на минеральное топливо Индия, которая более чем на 80% зависит от импорта нефти, и Россия, столкнувшаяся с проблемами в поиске спроса на добытую нефть, из-за санкций и ограничений, оказались в точке, когда эта сделка оказалась привлекательной для обеих сторон.
Впрочем, взаимодействие России и Индии в энергетической сфере не является исключительно конъюнктурным. В целом энергетика является для стран полем инвестиционного сотрудничества: индийские компании участвуют в разработке нефтегазовых месторождений России (к примеру, компания Imperial Energy, проект «Сахалин-1», Ванкорское месторождение), российские – представлены в индийском нефтеперерабатывающем секторе (Nayara Energy, почти 50% акционерного капитала которой владеет НК «Роснефть») и, конечно, в атомной энергетике (Россия ведет строительство уже третьей очереди АЭС «Куданкулам»).
Уже, по-видимому, неотвратимый (вопрос лишь в масштабах) поворот в сторону возобновляемой энергетики открывает новые грани потенциала российско-индийских экономических связей. Во-первых, перед Россией открывается возможность нарастить объемы добычи и экспорта редкоземельных металлов: лития, кобальта, рост спроса на которые сопровождает энергетический переход. Во-вторых, переход к ВИЭ в Индии, в энергобалансе которой доминирует уголь, в перспективе по крайней мере двадцати лет будет лишь способствовать росту спроса на углеводороды как временную замену угля, тем самым давая России шанс закрепиться на индийском рынке нефти и природного газа. В-третьих, Россия имеет обширный опыт в развитии гидроэлектроэнергетики, а также обладает существенными возможностями в сфере производства водородного топлива, в связи с чем настроенная на зеленый переход Индия — перспективный объект приложения инвестиций для строительства ГЭС и крупный потенциальный импортер водорода.
Непредвиденные угрозы и новые надежды
Как показывает опыт последних лет, российско-индийские экономические отношения отличаются высокой степенью адаптируемости к изменяющимся условиям. Так, общая борьба с пандемией коронавируса подтолкнула страны к более тесному сотрудничеству в фармацевтической отрасли, когда российские вакцины начали производить на индийских предприятиях.
Укрепление двусторонних связей укладывается и в стратегические задачи каждой из стран: Индия, взявшая за основу девиз «делай в Индии», заинтересована в участии российского капитала в развитии приоритетных для страны отраслей реального сектора, а Россия, помимо прочего, может использовать растущий интерес Индии к Восточной Азии как инструмент реализации целей региональной политики на Дальнем Востоке. Чтобы воспользоваться этим потенциалом и наметить контуры нового расцвета дружбы России и Индии, необходимо как минимум решить текущие инфраструктурные проблемы, связанные с логистикой и платежами. Кроме того, успех этих планов зависит от того, насколько сильным будет давление на Индию со стороны Запада и как долго она сможет этому давлению сопротивляться.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.