Параллельный импорт автозапчастей может лишить машины гарантийного сервиса
Россия может легализовать параллельный импорт автозапчастей, но в этом случае возникнут трудности с гарантийным обслуживанием машин. Без параллельного импорта запчастей вся техника, особенно коммерческая, начнет в скором времени останавливаться, предупреждают эксперты
Правительство разрешило параллельный импорт, то есть ввоз в Россию «востребованных оригинальных товаров» иностранного производства без согласия правообладателей. В список таких товаров войдут запасные части для автомобилей и спецтехники, пишут «Ведомостям» со ссылкой на собеседников в отраслевых организациях.
Представитель Минпромторга от комментариев отказался, один из собеседников газеты сообщил, что министерство запрашивало потребности в параллельном импорте в компаниях, эксплуатирующих грузовую и специальную технику. Источник в одной из отраслевых организаций автопрома слышал о планах ввести автозапчасти в перечень для параллельного импорта. Но суть в номенклатуре тех запчастей, которые разрешат ввозить в таком режиме, добавил он.
Запчасти и принадлежности для «средств наземного транспорта», а также сами такие транспортные средства (кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава) включены в предварительный список товаров для параллельного импорта, который формирует Минпромторг. Газета ознакомилась с таким вариантом перечня, но его актуальность подтвердить не удалось. Российская ассоциации автодилеров рекомендовала регулятору легализовать параллельный импорт автозапчастей, сообщил ее вице-президент Алексей Подщеколдин.
Он напомнил, что по закону о защите прав потребителей сделать гарантийный ремонт транспортного средства можно только с оригинальными запчастями, а ввозить их в Россию может только правообладатель бренда. По мнению Подщеколдина, ввести параллельный импорт продукции того или иного бренда, вероятно, можно будет только после официального заявления компании об уходе с рынка. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев отметил, что параллельный импорт запчастей спасет отрасль от остановки техники.
Эксперт рассказал: если транспортное средство находится на гарантии и обслуживается у официального дилера, то оно может быть снято с гарантии импортером в случае использования неоригинальных запчастей. Но в случае если импортер не может предоставить оригинальные запчасти, то он сам нарушает условия контракта с дилером, отметил он. Условия взаимодействия между дилером и импортером будут зависеть от конкретного дилерского контракта, добавил Бургазлиев.
Федеральная антимонопольная служба отметила, что ввоз продукции параллельными импортерами на территорию России не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки. В течение гарантийного срока удовлетворить требования потребителя обязан не только производитель, но и продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, сообщила служба со ссылкой на закон о защите прав потребителя.
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин напомнил, что параллельный импорт стал противоречить закону только в 2002 году — тогда законодательно закрепили национальный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак. Серый рынок товаров при этом никуда не исчез — административной ответственности за ввоз товара без разрешения производителя не установлено, отметил собеседник газеты.
Он добавил, что параллельный импорт позволяет диверсифицировать каналы поставки товаров, устранить риски искусственного дефицита и злоупотреблений уполномоченных правообладателей в сфере ценообразования за счет усиления конкуренции. По его словам, единственный минус такого порядка — поставляемые товары «труднее контролировать на предмет соответствия заявленному качеству, техническим регламентам и иным требованиям закона».