В России резко вырос спрос на антидепрессанты. С 28 февраля по 6 марта их совокупные продажи в аптеках превысили 525 млн рублей, это более чем в четыре раза больше, чем год назад. В некоторых аптеках уже наблюдается нехватка успокоительных и антидепрессантов, производители заявили, что не сокращали поставки
За первую неделю марта (28 февраля — 6 марта) российские аптеки реализовали 577 600 упаковок антидепрессантов, выручив 525,6 млн рублей. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные DSM Group. Согласно им, показатели продаж в упаковках и деньгах выросли в 3 и 4,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Спрос на антидепрессанты вырос существеннее, чем в целом на лекарства. По данным DSM Group, общие продажи препаратов в аптеках за неделю год к году выросли на 53% в упаковках и на 93% в деньгах. Среди рецептурных антидепрессантов самыми продаваемыми стали импортные препараты. К примеру, продажи «Ципралекса» (эсциталопрам) датской Lundbeck достигли 121,3 млн рублей, ее же «Бринтелликса» (вортиоксетин) — 43,3 млн рублей, «Феварина» (флувоксамин) американской Abbott — 50,9 млн рублей.
Увеличился спрос на безрецептурные снотворные и противотревожные препараты. По данным DSM Group, продажи этих групп препаратов за первую неделю марта год к году увеличились на 88% и 34,7%, до 3,3 млн и 347 000 упаковок соответственно. В деньгах оборот вырос в два раза и на 80,8%, до 458,8 млн рублей и 162,5 млн рублей соответственно. Самое покупаемое снотворное — «Ново-Пассит» израильской Teva с 18,3% от продаж в сегменте. Среди противотревожных лидер с долей 70,9% — «Афобазол» «Отисифарма».
В аптечной сети «36,6» подтвердили рост продаж антидепрессантов и успокоительных средств. За две недели с 28 февраля реализовано на 115,3% больше упаковок этих лекарств, чем за аналогичный период годом ранее, сообщили там. Главный врач Центра психиатрии, неврологии и наркологии «Роса» Вячеслав Филашихин отметил, что на рубеже двух месяцев произошли психотравмирующие события, сказавшиеся на психическом здоровье населения.
«Возросло количество пограничных состояний — тревожных, тревожно-депрессивных, астенических. Число жалоб на тревогу, тревожно-депрессивное состояние стало больше»,— рассказал Филашихин. По его словам, пациенты сообщают, что закупили лекарства чуть ли не на год вперед из-за опасений их подорожания или исчезновения.
Антидепрессанты — это препараты, которые нужно принимать постоянно, на такие категории лекарств сейчас наблюдается ажиотажный спрос, отметил гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, на росте сказывается также высокая нервозность и сезонные обострения психических заболеваний у пациентов. Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов добавил, что события на Украине и их последствия сами по себе стимулируют спрос на антидепрессанты и седативные средства. Россия с 24 февраля ведет «военную операцию»* на территории Украины.
Резко возросший спрос вызвал нехватку лекарств на прилавках аптек. Так, «Ципралекса» на 16 марта не было в «Сбер Еаптеке». В Москве и Московской области он доступен в 31 точке «Риглы» из 779 и в 23 аптеках «36,6» из 344. Четвертого по продажам антидепрессанта «Триттико» (тразодон) от Angelini нет в наличии в «Сбер Еаптеке», он доступен только в 18 аптеках «Риглы» в Москве.
В Lundbeck, «Эгис-Рус» (антидепрессант «Велаксин»), Abbott, GSK («Паксил»), Viatris («Золофт»), Angelini заявили газете, что не ограничивали поставки в Россию и продолжают их в полном объеме. В GSK уточнили, что препарат отгружается по заявкам дистрибьюторов, он имеется на их складах и складах компании. В «Эгис-Рус» связали возможное отсутствие препарата в некоторых с неожиданно высоким спросом. На это же указали и в Lundbeck. «Сейчас дистрибьюторы имеют достаточный объем препарата, возможный дефицит в аптеках может быть связан с удлинением логистических процессов»,— добавили в Lundbeck.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.