Российские поставщики опередили иностранных в отмене скидок для покупателей магазинов
Поставщики товаров повседневного спроса на неопределенное время отказались от проведения промоакций, которые позволяли магазинами снижать цены. Российские поставщики опередили иностранных в активности по отмене скидок в отдельных категориях FMCG
Поставщики торговых сетей с конца февраля отказались от новых промоакций, которые предусматривают скидки на продукцию повседневного спроса (FMCG). Отечественные производители были активнее в отмене скидок на некоторые категории товаров, чем иностранные. Об этом пишет РБК со ссылкой на представителей торговых сетей.
В крупнейшем по обороту российском ретейлере X5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») сообщили об отказе от проведения промоакций целого ряда поставщиков. С отказом поставщиков от части согласованных ранее скидок столкнулась и сеть «Азбука вкуса», сообщил ее представитель. В пресс-службе сети «Верный» рассказали о трети поставщиков, которые решили отказаться от промоакций и скидок. Большинство поставщиков «хотят взять паузу, а потом вернуться с новым промопланом», рассказал собеседник в одной из федеральных торговых сетей. Промоакции в сети полностью не отменены, отметил представитель «Верного».
Производители объясняют отказы резким повышением стоимости — рост валютных курсов и нарушения логистических цепочек привели к дефициту сырья и упаковочных материалов, рассказал представитель сети «Верный». Любые скидки в магазинах торговых сетей возможны только по согласованию с компанией-поставщиком, отметили в X5 Group. Сами ретейлеры отменяют скидки только на товары ажиотажного спроса, чтобы его не увеличивать, уточнил источник в одной из торговых сетей.
Промоакции отменяют как международные компании, которые заявили об отказе от новых инвестиций в Россию и расходов на маркетинг и продвижение, так и отечественные производители — в основном те, кто зависит от импортного сырья, рассказал источник в одной из федеральных сетей. Собеседник отметил, что в отдельных категориях товаров российские поставщики отменяют даже больше промоакций, чем иностранцы.
Поставщики столкнулись «с беспрецедентным экономическим давлением» и вынуждены оптимизировать все бизнес-процессы, в том числе отказываться от промоакций, сказал заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. По его словам, заказ со стороны сетей вырос в разы, поставщики поставляют товары себе в убыток, у них образовался кассовый разрыв. Сети не принимают изменения цен, затягивают с оплатами и не хотят сокращать свои требования по остаточному сроку годности продукции, отметил Леонов.
От рекламы и промо в России решили отказаться транснациональные компании, в том числе:
- один из крупнейших мировых производителей потребительских товаров — американская Procter & Gamble (детские подгузники Pampers, средства для стирки Ariel и Tide, прокладки Always и тампоны Tampax, средства для бритья Gillette, дезодоранты Old Spice и др.);
- Reckitt (презервативы Durex, пятновыводители Vanish, средства для стирки Calgon, средства для ухода за кожей Clearasil, обезболивающее Nurofen, лекарство от боли в горле Strepsils);
- PepsiCo (молочные продукты «Домик в деревне», «Чудо», «Агуша», соки «Любимый», J7, «Фруктовый сад», «Я», снеки Lay's, Cheetos, напитки Pepsi, Lipton, Aqua Minerale).
По расчетам исследовательской компании NielsenIQ, в 2021 году в торговых сетях купили со скидкой более 51,6% товаров в натуральном выражении. Доля товаров со скидками в денежном выражении составила 49,7%. В 2021 году 38% опрошенных NielsenIQ покупателей отметили, что сменят магазин в случае более выгодного предложения. В 2021 году больше всего покупали со скидками кондиционеры для белья (93% товаров в натуральном выражении), стиральные порошки (80%), средства для мытья посуды (77%), творожные десерты (76%), детское питание (72%) и шоколадные плитки (71%).
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров связал высокую востребованность промоакций с тем, что в России мала доля магазинов-дискаунтеров с изначально низкими ценами. После отмены скидок в 30–50% рост цен «выглядит резко и действительно может быть очень высокий», сказал эксперт. Отказ от промоакций нацелен на то, чтобы увеличить срок, в течение которого товар будет находиться на полках и складах ретейлеров, производителей и поставщиков, отметил Бурмистров.