К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как застрявшим туристам вернуться в Россию

Фото David Young / dpa / picture-alliance / ТАСС
Фото David Young / dpa / picture-alliance / ТАСС
Евросоюз запретил российским самолетам пересекать свое воздушное пространство. При этом по туристическим путевкам за границей сейчас отдыхают 150 000 россиян. Что страна делает для их возвращения?

24 февраля — в день начала «специальной военной операции на Украине»* — о закрытии воздушного пространства для российских самолетов объявила Великобритания, 28 февраля к этой инициативе присоединились все государства — члены Евросоюза. Теперь ни один борт российской авиакомпании (в том числе с регистрацией вне России) не сможет следовать не только над странами ЕС, но и над территориальными водами стран Европы. Росавиация в ответ закрыла российское небо для европейских авиакомпаний. К решению присоединились и страны, не входящие в ЕС. Полный их список тут

Застрявшие

Наиболее проблемные точки сегодня — это те страны, которые были открыты для российских туристов: Португалия (Мадейра), Болгария, Венгрия, Хорватия, сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова Forbes. Проблемы с вылетом в Россию возникли у тех, кто находится также на Карибских островах и в США. Это около 27 000 россиян, оценивает Ассоциация туроператоров России (АТОР). Всего за рубежом сейчас — более 150 000 организованных туристов без учета тех, кто организовал поездки самостоятельно. 

Журналист Кирилл Комаров отправился в составе туристической группы из 202 человек на Мадейру (автономный регион Португалии) 20 февраля. Обратный рейс должен был состояться 27 февраля. «Организаторы поездки сообщили, что самолет за нами прилетит вовремя, но не обычный (с туристами из Москвы, как это бывает), а пустой — только чтобы забрать нас, — рассказывает Forbes Комаров. — Изначально рейс был утренним, но в итоге самолет вылетел из Москвы в районе 12:00 по местному времени (около 15:00 по московскому). Мы должны были ехать в аэропорт, когда узнали, что Португалия закрыла свое воздушное пространство, наш самолет развернулся в небе над Санкт-Петербургом и никто за нами не прилетит». По его словам, российских туристов разместили в отеле с завтраками и обедами, проживание в котором оплачивает министерство туризма Мадейры. Также Комаров рассказал, что группа украинских туристов частично смогла улететь домой в субботу через Вильнюс, а далее добирались поездами и автобусами. 

 

Редактор Forbes Дмитрий Яковенко, который сейчас находится в Будапеште, сообщил, что его рейс венгерской авиакомпании Wizz Air, который должен состояться 2 марта, отменен. Поездка организована через туристического оператора «Де Визу», специализирующегося на турах в Восточную Европу. «Wizz Air вернет нам деньги, но туроператор советует самостоятельно добираться через третьи страны. Время еще есть, но виза — только на пять дней», — говорит он. Своим российским клиентам «Де Визу» сообщила, что «страховка от невыезда не может быть применима в данной ситуации» и рекомендует в случае отмены запланированных рейсов вылетать рейсами «Турецких авиалиний», которые «являются на сегодня самым стабильным вариантом авиаперевозки».  

Одна из российских туристок Лидия Аджиева должна была вылететь из Афин в Москву в субботу, 26 февраля, рейсом «Аэрофлота», но это удалось лишь спустя сутки. «Самолет был полный. Из-за того что закрыли все европейское воздушное пространство, продолжительность полета Афины — Москва выросла с трех часов 40 минут до шести часов. Мы пролетали Турцию, Сочи, Махачкалу и подлетели к Москве с восточной стороны, облетев город, и сели в Шереметьево», — рассказала она Forbes.

 

Также, по ее словам, рейс ее подруги из Афин в Москву, назначенный на 1 марта, был отменен. При этом обменять и вернуть билет «Аэрофлота» дистанционно невозможно, а только офлайн — в офисах продаж авиаперевозчика, где сейчас коллапс из-за скопившихся пассажиров. «Перед моей знакомой в очереди было 57 человек, ожидание растягивается на несколько часов», — рассказала Аджиева.

Как вернуться домой

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко уже поручил организовать вывоз российских туристов по гуманитарным каналам. Однако до сих пор неизвестно точное количество россиян, пребывающих в каждой зарубежной стране, что, в свою очередь, тормозит формирование графика вывоза граждан из-за границы. «Установление количества человек за границей и достижение договоренностей о предоставлении полетных коридоров — два условия для вывоза граждан», — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

«Ключевой вопрос сейчас — это согласование гуманитарных рейсов с целым рядом стран для пролета над их воздушным пространством. Надеемся на соответствующие подтверждения в ближайшее время», — заявила Догузова Forbes. Она добавила, что в результате переговоров министры туризма Болгарии и Венгрии готовы помогать с продлением проживания россиянам «на приемлемых условиях, пока решается вопрос с вывозными рейсами». «Мы понимаем, что часть туристов уже выехала через третьи страны, однако со сложностями с возращением домой пока еще сталкиваются многие туристы», — признает глава Ростуризма.

 

В воскресенье глава Ростуризма опубликовала на своей странице в Instagram памятку для граждан России, которые не могут вернуться домой. Согласно рекомендациям, им необходимо держать связь с туроператором или перевозчиком и обязательно зарегистрироваться в приложении «Зарубежный помощник» МИД России, предназначенном для информирования граждан России о прогнозируемых или произошедших чрезвычайных ситуациях в стране пребывания. Однако пользователи говорят Forbes, что зарегистрироваться в приложении не представляется возможным — СМС с кодом регистрации им не приходит.

«Российские авиакомпании готовы выполнить свои обязательства перед пассажирами и доставить домой при условии гибких подходов и конструктивных решений авиационных властей европейских стран по данному вопросу», — сообщила Догузова на странице в Instagram. 

По словам представителя крупнейшего поисковика авиабилетов Aviasales, вернуться в Россию самолетами можно через Стамбул, ОАЭ, Катар, Сербию (важно, чтобы авиакомпания была не российская), наземным транспортом — на автобусах из Финляндии, Латвии и Эстонии. У туроператора «Интурист» несколько десятков россиян сейчас находятся в Болгарии и Венгрии. Их возвращение организовано через Стамбул, а все будущие туры отменены с возвратом денежных средств, сообщила руководитель пресс-службы компании Дарья Домостроева.

У крупного туроператора Anex Tour туристы в основном отдыхают в Египте, Турции, Мальдивах и ОАЭ, больших проблем в Европе у него не возникло. «Было несколько заявок возвращающихся из Болгарии. Туристам были докуплены билеты через Стамбул, и уже все билеты добавлены в личные кабинеты», — сообщил представитель пресс-службы компании Алена Хитрова. С 28 февраля до 28 марта Anex Tour приостановил заезды в Доминикану, Кубу и Мексику, в этот период рейсы будут только вывозные в плановом режиме.

Туроператоры в одиночку не справятся с вывозом всех туристов, утверждает Ломидзе: «Туроператоры не могу договориться о коридорах самостоятельно. Это вопрос государственных договоренностей, решение которого лежит на Министерстве внутренних дел, Министерстве транспорта и Ростуризме». По словам Догузовой из Ростуризма, Россия заручилась поддержкой со стороны двух наиболее массовых направлений отдыха — Турции и Египта. «Коллеги заверили, что у Египта и Турции в настоящее время нет планов по ограничению въезда российских туристов. Более того, они готовы оказать все необходимое содействие в части организации транзитных вывозных рейсов», — сообщила Forbes глава ведомства. 

 

«Пути два: либо власти конфликтующих стран договорятся, чтобы борта российских авиакомпаний допустили забрать наших людей, либо туроператоры будут сами договариваться с авиакомпаниями стран, не вовлеченных в конфликт (Турция, ОАЭ, Азербайджан, Казахстан), фрахтовать их борта, чтобы они вывозили россиян», — объясняет представитель одного из крупнейших международных туроператоров.

Еще одна проблема возникла при организации вывоза туристов из Латинской Америки. «Образовался очень рискованный и дорогой коридор облета (чтобы не попасть в воздушное пространство, закрытое странами ЕС. — Forbes). Маршрут из России в Латинскую Америку после закрытия неба в европейских странах представляет собой большой крюк через север, с облетом Скандинавии и Великобритании, при этом постараться не пересечь воздушное пространство над Канадой. Себестоимость всего  полета увеличится из-за увеличения количества летных часов настолько, что делает цену билетов неадекватной», — говорит Ломидзе.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+