Прочь с этой планеты: как вырос спрос на космический туризм и когда подешевеют билеты
Развлечение для миллиардеров
Сейчас на рынке космического туризма относительно немного компаний: Blue Origin Джеффа Безоса, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и SpaceX Илона Маска. В 2021 году возобновил частные пассажирские полеты «Роскосмос», отправив на МКС японских туристов.
При этом «пакет услуг» у компаний несколько различается. Blue Origin и Virgin Gallactic обладают примерно одинаковой технической мощью: они способны отправить туристов в космос на три-четыре минуты. В обоих случаях речь идет о суборбитальных полетах, но корабль Брэнсона поднимается на высоту около 90 км, а New Shepard Безоса в прошлом году достиг высоты 106 км. Эта разница позволяет Безосу оспаривать право Брэнсона называть свои полеты космическими. Международная авиационная федерация считает границей с космосом линию Кармана (100 км над уровнем моря), а для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США космос начинается на высоте 80 км. Кроме того, SpaceShip компании Брэнсона может перевозить восемь человек — двух пилотов и шесть пассажиров, а New Shepard Безоса представляет собой систему из ракеты-бустера и самопилотируемой капсулы, вмещающей шесть пассажиров.
SpaceX предлагает более интересный и продолжительный тур — в конце прошлого года компания Илона Маска впервые отправила в космос на корабле Crew Dragon экипаж из четырех туристов, которые поднялись на высоту 575 км над уровнем моря и находились на орбите трое суток. Миллиардер Джаред Айзекман, возглавлявший команду астронавтов того рейса, недавно заявил, что намерен купить еще три полета у компании Маска, причем во время первого из них, намеченного на этот год, он собирается выйти в открытый космос на той же высоте, на которой находится МКС. Сколько заплатил основатель платежной компанией Shift4 Айзекман, состояние которого Forbes оценивает в $1,6 млрд, участники сделки не раскрывают. Blue Origin тоже пока держит цены в секрете, а Virgin Galactic открыто объявила стоимость — $450 000 за место. Его можно забронировать, внеся депозит в размере $150 000.
В любом случае, сейчас космический туризм выглядит как развлечение для миллиардеров. Основавший Blue Origin самый богатый человек в мире Джефф Безос говорит, что это — главное дело его жизни, а в июле 2021 году совершил полет в космос на собственном корабле. Другой миллиардер, Ричард Брэнсон реализовал свою мечту о космосе девятью днями раньше. У Илона Маска, как выяснилось, давно куплен билет на полет с компанией Брэнсона; правда, основатель Space X в космосе пока так и не побывал — ни на SpaceShip, ни на собственном Crew Dragon.
Первым космическим туристом в истории человечества стал предприниматель Деннис Тито — 28 апреля 2001 года он полетел в космос на российском космическом корабле «Союз ТМ-32». За визит на МКС он заплатил $20 млн. После этого на МКС отправлялись и другие бизнесмены — Марк Шаттлворт, Грегори Олсен, Чарльз Симони. Цены все еще исчислялись в десятках миллионов долларов.
Цены снизились после появления ракет Falcon от SpaceX — они обрушили стоимость полета почти в 10 раз благодаря относительной дешевизне самой ракеты. Конечно, посетить МКС все еще дорого — от $50 млн, но суборбитальные полеты сейчас доступны большему количеству богатых людей, у которых есть несколько свободных сотен тысяч долларов.
Эксперты и энтузиасты ожидали, что годом космического туризма станет 2020-й, но из-за пандемии коронавируса этот расцвет сдвинулся. В 2021 году суборбитальный полет совершили 18 человек, орбитальный — четыре, еще двое побывали на МКС. А в 2022-м билеты в космос начали покупать и бронировать еще больше людей.
«Мы видим огромный спрос»
В прошлом году Blue Origin запустила три миссии с экипажем на своих ракетах и капсулах New Shepard и совершила один грузовой исследовательский полет. Генеральный директор компании Боб Смит 17 февраля заявил, что компания может «легко удвоить» количество миссий в 2022 году и намерена строить больше ракет New Shepard из-за растущего спроса.
Чтобы приобрести билет на корабль New Shepard, сейчас нужно принять участие в аукционе, причем количество мест ограничено. Безос осенью прошлого года заявлял, что компания продала билетов на $100 млн, однако не уточнял количество проданных билетов. Известно, что победитель первого аукциона заплатил за свой билет $28 млн. Боб Смит утверждает, что сейчас в аукционе участвуют тысячи человек: «Мы видим огромный спрос».
Зато 15 февраля стала известна стоимость билета у Virgin Galactic, компании Ричарда Брэнсона — полет обойдется в $450 000 (в прошлом году речь шла о еще более низкой цене в $250 000). По высоте и продолжительности полета услуги двух компаний довольно похожи. Virgin Galactic добавила возможность бронирования билетов, сообщила, что продано уже более 700 билетов, и обещает с 2023 года совершать по три полета в месяц — вероятно, рассчитывая, что желающих будет достаточно. На новости о начале продажи билетов акции компании Брэнсона выросли на 34%.
Сейчас стоимость суборбитального полета исчисляется в сотнях тысяч долларов. Разумеется, людей, у которых есть сотни тысяч на полет в космос, больше, чем тех, кто располагает миллионами, поэтому и количество желающих несколько выросло. Если транспортная система StarShip от SpaceX совершит успешный полет в этом году, цены могут снизиться еще сильнее за счет того, что она многоразовая.
Кроме высокой цены, развитию отрасли космического туризма может помешать ограниченность рынка: рано или поздно все, кто хочет и может себе это позволить, слетают в космос. Захотят ли эти люди снова потратить столько же денег на повторное путешествие? «Космический туризм в долгосрочной перспективе должен быть интересен людям в качестве неоднократного развлечения, чтобы развиваться», — говорит проектный менеджер по космическому направлению фонда «Сколково» Иван Косенков.
Профессор ВШЭ Евгений Коган и эксперт «Международного финансового центра» высоко оценивают перспективы роста отрасли космического туризма в ближайшее десятилетие, потому что космические путешествия и поставка грузов будет становиться все более популярным способом времяпрепровождения. Правда, снижения цен «до уровня перелета на самолете из Москвы в Лондон или Париж» в ближайшее время экономисты не ожидают.
Косенков тоже не видит предпосылок для серьезного снижения цен: «Билет в космос будет стоить как золотой Lamborghini, яхта размером с крейсер или квартира в пентхаусе. В ближайшее десятилетие количество людей, летающих в космос, вероятно, вырастет до сотни в год. Навряд ли это можно назвать массовым спросом. При этом стоимость билетов для орбитальных пусков и, возможно, для суборбитальных отбивает лишь операционные расходы — вряд ли можно за счет продажи билетов профинансировать полный цикл создания космической техники».
София Егорова, руководитель направления по работе с премиальными клиентами инвесткомпании «Брокер Вектор Икс», говорит, что спрос на рынке космического туризма только начинает формироваться: «Объем международного рынка космических услуг оценивается в $300-400 млрд. На пусковые услуги — запуск спутников с помощью ракетоносителей — приходится только 2%».
В 2022 году к борьбе за космических туристов подключится и принадлежащая американскому бизнесмену иранского происхождения Камалю Гаффаряну компания Axiom Space, которая сейчас производит модули и компоненты орбитальных станций. 31 марта она намерена отправить на МКС первую полностью частную орбитальную космическую миссию, правда, использовать для этого будут ракету SpaceX Crew Dragon.
Разрабатывает свою ракету для космического туризма и китайская компания Space Transportation: однако их фокус, помимо развлекательных полетов — еще и быстрое перемещение между двумя точками на Земле за счет суборбитального полета. Space Transportation обещает доставлять людей из Пекина в Нью-Йорк за 2,5 часа и 23 января успешно выполнила первые испытания.
Илон Маск занимается похожими технологиями и обещает сделать такие полеты рутинными и дешевыми в будущем. Евгений Кузнецов, футуролог, инвестор и бывший генеральный директор РВК считает, что эта технология может революционизировать транспортное сообщение — особенно, если Starship действительно полетит в этом году.
Популяризатор космонавтики и блогер Филипп Терехов сомневается, что и в области полетов в пределах Земли у компаний, занимающихся суборбитальными полетами, есть перспективы выйти на массовый уровень: «Даже сверхзвуковые «Конкорды» сошли со сцены по экономическим причинам, не сумев конкурировать с менее быстрыми, но более дешевыми и менее шумными обычными самолетами». С ним солидарен Александр Шаенко, главный конструктор по спутникостроению Success Rockets: «Существующие суборбитальные туристические системы не могут быть использованы для межконтинентальных перелетов из-за малой конечной скорости, поэтому в этом смысле они не имеют перспектив». Он уверен, что большого количества успешных игроков на рынке ждать не стоит.
Однако Евгений Кузнецов считает, что пассажирская космонавтика в целом становится активной индустрией: «Всякий раз, когда на рынок приходит конкуренция, улучшается качество и падают цены». Он выделяет три фазы развития космической индустрии.
Первая фаза — та, на которой мы находимся сейчас: Кузнецов называет ее «прикосновением к космосу». Это, в первую очередь, возможность за относительно небольшие деньги (стоимость полета в 2021 году в десятки раз меньше, чем в 2010-е — менее миллиона долларов) побывать в космосе. Вторая фаза — это создание на орбите космических отелей, например, «Орбитального рифа» Blue Origin. Туда можно будет слетать уже на неделю и по-настоящему ощутить космос: поесть, поспать, прочувствовать невесомость. К этому стремится и компания Axiom Space, которая хочет построить коммерческий сегмент МКС. Третья фаза пока считается скорее фантастикой, чем реальной возможностью, но Кузнецов считает, что после второй стадии она станет вполне достижимой — полупрофессиональные поселения на орбите и на Луне. Речь идет о проживании в космосе более недели; в самых смелых фантазиях, говорит Кузнецов, этого можно ожидать уже в 2040-2050 годах.
Бежать, не дожидаясь аварий
Помимо высоких цен и ограниченной клиентской базы, индустрии космического туризма угрожают и возможные изменения законодательства. «При движении в сторону массовых, а тем более регулярных космических рейсов есть риск пересмотра законодательства в этой сфере», — говорит София Егорова. Дело в том, что последний международный договор о космосе был подписан 55 лет назад, в 1967 году, и сейчас ведутся работы над его модернизацией — для этого создана специальная группа в ООН. Неясно, будет ли осуществлен основательный пересмотр договора, но уже обсуждаются вопросы о том, какое поведение в космосе будет считаться безответственным. Егорова подытоживает, что пересмотр законодательства может внести корректировку в планы компаний, которые сейчас осуществляют полеты. О вмешательстве регуляторов предупреждает и Александр Шаенко, который считает, что новое законодательство может значительно затруднить или даже вообще запретить туристические полеты.
Однако Егорова все равно высоко оценивает инвестиционные возможности: по ее словам, доля рынка космических полетов может достигнуть более $1 трлн в годовом объеме продаж к 2040 году. «Эффект низкой базы будет приводить к кратному росту рынка в первые годы, затем, через 5-10 лет, цифра в 20-30% роста рынка в год может считаться нормальной», — считает она.
Инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин не столь оптимистичен. Он говорит, что инвестиции в космический туризм можно рассматривать сейчас только как вариант венчурной инвестиции: «Часть из компаний отрасли обанкротится, и виной тому станут не провалы в стратегии развития или аварии ракетоносителей, а изменения настроений на самом рынке». Он же считает, что компании вроде Virgin Galactic хорошо себя чувствуют в условиях низких ставок и бесконечной денежной эмиссии, но проблемы начнутся сразу, как только вырастет стоимость денег: «Инвесторы начнут бежать из отрасли уже на этом этапе, не дожидаясь аварий».
Космонавтика всегда считалась одной из самых опасных отраслей, и это не меняется, когда дело касается туристов. Основной риск на данный момент — высокая аварийность. Отказать или дать сбой может что угодно: система аварийного спасения, скафандры, двигательная установка на торможение, может случиться разгерметизация. Однако Евгений Кузнецов считает, что новые поколения ракет перешли в то состояние, когда аварийность стала крайне низкой для космонавтики в целом: «Надеюсь, что вскоре она будет сравнима с аварийностью авиаперевозок». Другое дело — рейсы на МКС, поскольку технологии станции стремительно стареют, и вероятность технических сбоев повышается.
Веревкин считает аварийность одной из основных угроз для отрасли: «По закону Мерфи, аварии в отрасли космического туризма будут и, разумеется, в моменте это негативно отразится на динамике акций компаний-участников этого процесса. Главное, какой в этот момент будет внешний фон. Будут ли видеть инвесторы новую точку роста в этой отрасли, и будут ли рынки залиты щедрой ликвидностью центробанков».
Конечно, риски в космическом туризме будут присутствовать всегда. Однако, считает Кузнецов, прогресс это не остановит: «Вполне возможно, что какие-то инциденты будут происходить в ближайшее время. Но никакие риски не остановят человека от полетов в космос — индустрия продолжит развиваться».