Угольные грузы займут более половины железнодорожных перевозок на Дальний Восток
Перевозки угля, осуществляемые по отдельным поручениям президента и правительства, займут в 2022 году около 60% провозной способности на Восточном полигоне железных дорог. Такая ситуация опасна для Дальнего Востока, который очень зависим от железнодорожного транспорта. Альтернативы ему нет, или она слишком затратна для грузоотправителей и грузополучателей, отмечают эксперты
Более половины железнодорожных грузоперевозок в направлении Дальнего Востока в 2022 году займет экспортный уголь, доставка которого осуществляется по отдельным поручениям президента и правительства, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на руководителей РЖД. Эксперты предупреждают, что такая ситуация чревата транспортной блокадой Дальнего Востока, где нет альтернативы железнодорожному транспорту в доставке грузов из-за неразвитости сети автодорог.
Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило на заседании экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) 15 февраля сообщил, что в 2021 году 37% провозной мощности Восточного полигона занимал кузбасский уголь, который имеет на Восточном полигоне более высокий приоритет. По его словам, с учетом аналогичной приоритезации угля из Бурятии и Хакасии «порядка 60% займет тот объем, который должен ехать до контейнеров в восточном направлении».
В августе 2020 года заработали обновленные правила недискриминационного доступа грузов на Восточный полигон. По ним первыми по железным дорогам едут грузы для ликвидации ЧС, потом — по решениям президента России, потом — субсидируемые перевозки, далее единой категорией — перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, внутрироссийские перевозки, экспортные перевозки несырьевых грузов и сырьевых в специализированных вагонах, зерна и продовольствия. Предпоследним при этом порядке идет экспорт угля в универсальном подвижном составе, а далее — все остальные грузы.
В приоритетном порядке по Транссибу и БАМу по решению президента должен проезжать уголь из Кузбасса (58 млн тонн в 2022 году). В эту же категорию в 2022 году должны попасть угольные грузы Хакасии с Тувой и Бурятии (9 млн и 9,1 млн тонн соответственно). Чиновники уже высказывали опасения, что весь прирост пропускной способности Восточного полигона в 2022 году достанется угольщикам из четырех регионов, а экспортный уголь займет три четверти всех мощностей БАМа и Транссиба. Прочим грузам останется 40% мощностей, которые поделят между собой их отправители.
Советник президента «Трансконтейнера» по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Анатолий Голомолзин на сессии ЕСП сообщил, что «борьба за свободные пропускные способности обостряется». По его словам, в «Трансконтейнере» каждый месяц 40–50 поездов остаются неотправленными. Ранее член совета директоров СУЭК Михаил Кузнецов отмечал, что контейнеры составляют серьезную конкуренцию углю на Восточном полигоне.
Со второй половины 2021 года отправить вагон с разумными сроками доставки на Восточный полигон с немаршрутной отправкой строительных и отделочных материалов, промышленных или потребительских товаров было крайне сложно, а с четвертого квартала — практически невозможно, отметил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Если вагон принимается к перевозке, он потом неделями стоит без движения, добавил он.
Бурмистров назвал такую ситуацию опасной для Дальнего Востока. По его оценке, этот макрорегион с учетом ограниченности и низкого качества сети автомобильных дорог очень зависим от железнодорожного транспорта. Эксперт уточнил, что альтернативы ему нет, или «она неадекватна по стоимости для грузоотправителей и грузополучателей». По его словам, необходимо ускорить строительство инфраструктуры или стимулировать переход на контейнерные поезда.
По данным РЖД, выгрузка вагонов в морских портах Дальнего Востока в январе производилась на уровне 58,5% их перерабатывающей способности. Сейчас отставлено от движения 124 поезда с углем, преимущественно в адрес портов Восточный и Находка, говорилось в письме главы ОАО РЖД Олега Белозерова первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 5 февраля.