К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Угольные грузы займут более половины железнодорожных перевозок на Дальний Восток


Перевозки угля, осуществляемые по отдельным поручениям президента и правительства, займут в 2022 году около 60% провозной способности на Восточном полигоне железных дорог. Такая ситуация опасна для Дальнего Востока, который очень зависим от железнодорожного транспорта. Альтернативы ему нет, или она слишком затратна для грузоотправителей и грузополучателей, отмечают эксперты

Более половины железнодорожных грузоперевозок в направлении Дальнего Востока в 2022 году займет экспортный уголь, доставка которого осуществляется по отдельным поручениям президента и правительства, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на руководителей РЖД. Эксперты предупреждают, что такая ситуация чревата транспортной блокадой Дальнего Востока, где нет альтернативы железнодорожному транспорту в доставке грузов из-за неразвитости сети автодорог.

Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило на заседании экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) 15 февраля сообщил, что в 2021 году 37% провозной мощности Восточного полигона занимал кузбасский уголь, который имеет на Восточном полигоне более высокий приоритет. По его словам, с учетом аналогичной приоритезации угля из Бурятии и Хакасии «порядка 60% займет тот объем, который должен ехать до контейнеров в восточном направлении». 

В августе 2020 года заработали обновленные правила недискриминационного доступа грузов на Восточный полигон. По ним первыми по железным дорогам едут грузы для ликвидации ЧС, потом — по решениям президента России, потом — субсидируемые перевозки, далее единой категорией — перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, внутрироссийские перевозки, экспортные перевозки несырьевых грузов и сырьевых в специализированных вагонах, зерна и продовольствия. Предпоследним при этом порядке идет экспорт угля в универсальном подвижном составе, а далее — все остальные грузы.

 

В приоритетном порядке по Транссибу и БАМу по решению президента должен проезжать уголь из Кузбасса (58 млн тонн в 2022 году). В эту же категорию в 2022 году должны попасть угольные грузы Хакасии с Тувой и Бурятии (9 млн и 9,1 млн тонн соответственно). Чиновники уже высказывали опасения, что весь прирост пропускной способности Восточного полигона в 2022 году достанется угольщикам из четырех регионов, а экспортный уголь займет три четверти всех мощностей БАМа и Транссиба. Прочим грузам останется 40% мощностей, которые поделят между собой их отправители.

Советник президента «Трансконтейнера» по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Анатолий Голомолзин на сессии ЕСП сообщил, что «борьба за свободные пропускные способности обостряется». По его словам, в «Трансконтейнере» каждый месяц  40–50 поездов остаются неотправленными. Ранее член совета директоров СУЭК Михаил Кузнецов отмечал, что контейнеры составляют серьезную конкуренцию углю на Восточном полигоне.

 

Со второй половины 2021 года отправить вагон с разумными сроками доставки на Восточный полигон с немаршрутной отправкой строительных и отделочных материалов, промышленных или потребительских товаров было крайне сложно, а с четвертого квартала — практически невозможно, отметил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Если вагон принимается к перевозке, он потом неделями стоит без движения, добавил он. 

Бурмистров назвал такую ситуацию опасной для Дальнего Востока. По его оценке, этот макрорегион  с учетом ограниченности и низкого качества сети автомобильных дорог очень зависим от железнодорожного транспорта.  Эксперт уточнил, что альтернативы ему нет, или «она неадекватна по стоимости для грузоотправителей и грузополучателей». По его словам, необходимо ускорить строительство инфраструктуры или стимулировать переход на контейнерные поезда.

По данным РЖД, выгрузка вагонов в морских портах Дальнего Востока в январе производилась на уровне 58,5% их перерабатывающей способности. Сейчас отставлено от движения 124 поезда с углем, преимущественно в адрес портов Восточный и Находка, говорилось в письме главы ОАО РЖД Олега Белозерова первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 5 февраля. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+