К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

UC Rusal стал лидером по размеру вознаграждений главе совета директоров

Гарет Пенни (Фото DR)
Гарет Пенни (Фото DR)
Члены советов директоров крупнейших российских компаний зарабатывают десятки миллионов рублей. По данным исследования Korn Ferry, самые щедрые по выплатам вознаграждений в стране — металлурги и нефтяники

Самые большие годовые вознаграждениям получают председатели советов директоров публичных UC Rusal, «Норникеля» и «Роснефти». По данным ежегодного обзора практики российских cоветов директоров, подготовленного консалтинговой компанией Korn Ferry (есть у Forbes), базовое вознаграждение председателя совета директоров UC Rusal Бернарда Зонневельда в 2020 году составило 123,7 млн рублей, председателя совета директоров «Норильского никеля» Пенни Гарета — 72,7 млн рублей, председателя совета директоров «Роснефти» Герхарда Шредера — 43,6 млн рублей.

Рынок вознаграждений для советов директоров в России только формируется, рассказывает старший партнер Korn Ferry в России Антон Стороженко. Этим объясняется то, что политика вознаграждения членов совета директоров весьма разная — базовое вознаграждение варьируется от 2,2 млн до 36,4 млн рублей.

Самый высокий уровень вознаграждения — в самых доходных отраслях, металлургии и нефтяной промышленности. И если лидером по размеру вознаграждения председателя совета директоров является UC Rusal, то по этому показателю для рядового члена совета директоров лидирует «Роснефть», которая выплатила в 2020 году по 36 млн рублей каждому директору совета. 

 

Российские компании нередко привлекают в качестве председателей советов директоров иностранцев. Происходит это чаще всего тогда, когда компания оказывается в непростой ситуации, под санкциями или во время внутрикорпоративного конфликта. Вознаграждения в таких случаях оказываются выше рынка, поясняет Стороженко.  Однако нередко иностранцы привлекаются в советы директоров, когда возникает потребность в отраслевой экспертизе, к примеру, при выходе компании на биржу.

Сумма вознаграждения членов совета директоров утверждается на годовом собрании акционеров по итогам года и состоит из базовой фиксированной части и дополнительной. При этом на Западе зачастую вознаграждения членов совета директоров привязаны к конкретным показателям компании на бирже. Три четверти компаний из списка S&P 500 выплачивают вознаграждения исходя из стоимости акций компании, говорит Стороженко. 

 

В России есть примеры зависимости вознаграждений от деятельности компании.  В июне 2021 года «Аэрофлот» принял решение, что члены совета директоров компании будут получать вознаграждение только при условии выплаты компанией дивидендов и полного исполнения обязательств по предоставленным в 2020 году госгарантиям.

Особенности российского рынка

В своем исследовании Korn Ferry изучила не только рынок вознаграждений членов совета директоров, но и их составы. Так, согласно данным экспертов, минимальная численность совета директоров составила пять человек (Petropavlovsk), максимальное — 15 («Алроса», Globaltrans, «Транснефть»). Средние показатели по России очень близки к среднему значению по США — 10,8 человек. Средний возраст всех директоров — 55,2 года, а средний срок на текущей позиции в совете — 4,6 года. При этом в целом средний срок работы в совете (не только на текущей позиции) составил 5,5 года. 

По сравнению с другими странами российские компании все еще находятся на относительно невысоких позициях по доле независимых директоров. В России он составляет 44%. Топ-3 страны по данному показателю — Голландия (87%), США (85%) и Канада (81%), самые низкие показатели — у Турции (35%).

 

В  2020 году доля иностранных граждан в составе советов директоров рассматриваемых компаний составила 30%. Иностранцы присутствуют в 33 компаниях из 40. Представленность женщин в российских советах директоров остается достаточно низкой (13%) по сравнению с международной практикой, отмечают в Korn Ferry. Для сравнения — в Великобритании (FTSE350) доля женщин в советах директоров составляет 34,3%, в США (S&P 500) — 30%. 

В исследовании использована выборка из 40 компаний, входивших на 1 октября 2021 года в котировальный список первого (высшего) уровня Московской биржи. При подсчете членов и председателей комитетов компания ПАО «Сургутнефтегаз» не учитывалась, так как в открытых источниках данных по составу комитетов не обнаружилось. При подготовке исследования использовались данные только из открытых источников информации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+