«Сбер» решил купить российские магазины одежды «Стокманн»
«Сбер» решил купить 100% доли в российской сети магазинов одежды, обуви и товаров для дома «Стокманн» у бизнесмена Якова Панченко, говорится в сообщении на сайте компании. «Сбер» намерен вместе с Панченко подписать обязывающее соглашение о покупке. Стороны уже подписали документ о намерениях по совместному развитию сегмента fashion (мода) в экосистеме «Сбера».
Сумма возможной сделки не раскрывается. «Сбер» отказался отвечать Forbes на вопрос о сумме сделки. Панченко также отказался от комментариев Forbes. Завершить ее «Сбер» надеется в первой половине года — после «комплексной инвестиционной проверки», получения корпоративных одобрений участников и одобрения Федеральной антимонопольной службы.
«Сбер» планирует сделать «Стокманн» и свой сервис онлайн-торговли «СберМегаМаркет» стратегическими партнерами и затем объединить их. Так компания надеется усилить позиции в электронной коммерции и увеличить долю доходов в сегменте fashion от общего оборота сервисов онлайн-торговли. По словам Панченко, «Стокманн» станет fashion-оператором на маркетплейсе и одновременно продолжит развивать свой бизнес. Fashion-сегмент — одна из наиболее приоритетных и самых быстрорастущих категорий для «СберМегаМаркета», отметил гендиректор маркетплейса Соломон Кунин (его слова приводятся в релизе).
Переговоры велись как минимум полгода, сообщил Forbes гендиректор «Стокманн» Геннадий Левкин. Он заверил, что речи о закрытии магазинов «Стокманн» не идет: все 12 магазинов и интернет-платформа продолжат работу. Левкин отметил, что после сделки останется на своей позиции, а Яков Панченко останется «вовлечён в бизнес в той или иной форме». Участие «Сбера» позволит «Стокманн» увеличить масштабы бизнеса, а «Сберу» даст возможность «выйти в оффлайн», как это делают сейчас все крупнейшие маркетплейсы мира, включая Amazon, AliExpress и JD.com, добавил гендиректор «Стокманна».
Сейчас в «Стокманн» в России представлены более 600 брендов, в сети 12 офлайн-магазинов: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске. В 2018-м компания запустила интернет-магазин. Оборот в 2021 году составил 10 млрд рублей, сообщил «Сбер». Stockmann — это финский бренд, однако Stockmann Group, управлявшая сетью универмагов, продала свой бизнес в России компании Reviva Holdings Limited в 2016 году. Сумма сделки составила €5 млн. Гендиректор Stockmann Пер Телин тогда сетовал на убыточность универмагов в России, которая в сочетании с девальвацией рубля увеличила убытки.
Стоимость операционного бизнеса «Стокманн», в зависимости от условий сделки, может составить от 1 млрд рублей до 1,5 млрд рублей, заявил Forbes гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, основную ценность для «Сбера» представляет онлайн-бизнес «Стокманна», сформированная база поставщиков и сильный бренд, который позволит усилить компетенции «СберМегаМаркета» в онлайне. Онлайн-продажи «Стокманна» за 2021 год могли составить около 1,5-2 млрд рублей, оценил партнер Data Insight Борис Овчинников. Глава Сбербанка Герман Греф в ноябре 2021 года говорил, что компания изучает возможность развития fashion-ретейла. Но «конкретных планов» по сделкам на тот момент, по словам Грефа, не было.
«Сбер» — кредитор «Стокманна», причем сеть нарушила ковенанты (обязательства) по договору, но получила от банка временное освобождение от обязательств, написал «Интерфакс» со ссылкой на отчетность «Стокманна». 100% «Стокманна» сейчас в залоге у Сбербанка, добавило агентство. По данным базы СПАРК, выручка «Стокманна» в 2020 году сократилась до 5,67 млрд рублей после 7,1 млрд рублей в 2019-м. Чистый убыток увеличился с 312,7 млн рублей до 978,7 млн рублей.
«СберМегаМаркет» — это маркетплейс, который до 2021 года назывался goods.ru. «Сбер» стал основным владельцем сервиса в январе 2021 года, купив 85% у «М.Видео-Эльдорадо». Основатель goods.ru — бизнесмен из списка Forbes Александр Тынкован (его состояние при составлении рейтинга было оценено в $850 млн).