Ретейлеры согласились ограничить наценки на социально значимые товары
Крупные российские торговые сети решили добровольно ограничить наценки на социально значимые товары. Как сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), холдинг «Тандер» («Магнит», «Дикси») и X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель, «Чижик») предложили ограничить максимальные уровни наценок 10%, а торговая сеть «Бристоль» — 10-15%.
Представитель X5 сообщил «Коммерсанту», что ограничения наценки коснутся более 20 товарных категорий и начнут действовать с 12 января, список конкретных товаров будет определяться ежемесячно. В «Магните» газете заявили, что наценка будет ограничена примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов, включая вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу. Обе компании готовы ограничить наценки до конца 2022 года.
ФАС уточнила, что ретейлеры согласились ограничить наценки «после ряда проведенных службой совещаний». «В настоящее время ведомство рассматривает поступившие от компаний предложения», — отметила ФАС. О том что власти обсуждали с торговыми сетями установку максимальных наценок на базовые товары на уровне 10% «Коммерсанту» сообщил и замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Прошлым летом на фоне заметного роста цен на продовольствие ФАС заподозрила российские торговые сети в картельном сговоре и начала соответствующие проверки. Они затронули, в частности, X5 Group, «Ленту» и «Магнит». В конце 2021 года служба сообщила, что не обнаружила сговора.
Инициатива торговых сетей по ограничению наценок — это игра на опережение, отметил в беседе с «Коммерсантом» старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По его словам, ретейлеры все равно имеют минимальную наценку на товары первой цены, поэтому потери от такого шага будут минимальными, зато компании идут навстречу регулятору и гражданам. «Власти получают хорошую возможность минимизировать цены на самый доступный товар для самых уязвимых категорий граждан, а ретейлеры — дополнительный трафик», — отметил эксперт.
По предварительным данным Росстата, продукты питания в 2021 году подорожали больше других категорий товаров — на 10,6%. Это стало одной из причин высокой инфляции, которая по итогам прошлого года достигла в России 8,39%, поднявшись до максимума с 2015 года. В 2020 году инфляция составляла только 4,91%.