Экспорт леса из России по железной дороге с начала декабря упал на треть
Экспорт лесных грузов из России по железной дороге обрушился почти на 37%. Причина резкого ухудшения ситуации — закрытие погранпереходов в Китае для неконтейнерных грузов и подготовка транспортной системы к запрету на вывоз необработанной древесины
Ограничения и запреты на вывоз из России лесных грузов негативно сказались на экспортных грузопотоках. За 19 дней декабря погрузка леса на экспорт на железной дороге упала на 36,8% (составила 0,6 тонн), общая погрузка древесины снизилась на 13,5% (всего 1,8 млн тонн), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на РЖД. Больше всего в этой ситуации пострадали дальневосточные экспортеры круглого леса.
В компании РЖД отметили, что объемы погрузки леса во внутреннем сообщении продолжают расти — на 5,1%, до 1,2 млн тонн. С 30 ноября ввоз грузов, кроме контейнерных, запретил Китая на погранпереходах Забайкальск—Маньчжурия и Гродеково—Суйфэньхэ. Через неделю запрет частично сняли, но, по данным на середину декабря, на китайских погранпереходах простаивали 1200 вагонов с лесом.
С 1 января 2022 года в России вступают в силу ограничения на вывоз необработанного или грубо переработанного леса. Экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) будет осуществляться с 1 января только через два железнодорожных пункта пропуска через границу — в Карелии (Люття) и в Приморском крае (Хасан).
Собеседник газеты отметил, что остановленные на границе грузы — это древесина производителей Дальнего Востока. На них приходился основной объем экспорта кругляка и слабо обработанных материалов. В компаниях объяснили, что накануне полного запрета экспорта они старались отправить в Китай максимальные объемы кругляка и другой продукции, на которую со следующего года вводится мораторий.
Другие крупные игроки леспрома пострадали от закрытия погранпереходов китайской стороной. По словам главы группы «Илим» Захара Смушкина, у компании на границе застряло около 30 000 тонн продукции. «Илим», сообщил Смушкин, обратился к премьеру Михаилу Мишустину и руководству РЖД с просьбой решить эту проблему комплексно. В компании считают, что для этого надо, в том числе — строить инфраструктуру и увеличивать пропускную способность железнодорожных погранпереходов. На российской стороне возможно организовать смену грузовых тележек вагонов, чтобы не перегружать вагоны на китайской стороне.
Директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин отметил, что в течение всего года в компании наблюдали, как перегружена сеть РЖД в направлении сухопутных пограничных переходов. «Ситуация усугубилась во второй половине года», — сказал Юдин. По его словам, планы по выполнению контрактов рушатся из-за несогласования заявок со стороны РЖД. «Приходится экстренно перекраивать логистику, нести дополнительные расходы на логистику», — добавил топ-менеджер. По его словам, сроки доставки — с Сегежи или Онеги до Китая за 30–35 суток — практически удвоились. «Тем не менее, наши договоренности с партнерами выполняются. Конечно, ждем, когда Китай вновь откроет пропускные пункты и ситуация нормализуется», — сказал Юдин.
В Архангельском ЦБК газете сообщили, что компанию ситуация с закрытием погранпереходов с Китаем не коснулась. В агентстве WhatWood отметили, что сложная ситуация на погранпереходах скажется на тысячах экспортеров, которые отправляют грузы в КНР сухопутным транспортом. Эксперты считают, что часть лесных можно перенаправить морским путем, но это невозможно для сырых пиломатериалов, которые не перевозят по морю.