Аналитики определили долю нуждающихся в господдержке компаний в России
Декабрьский опрос Центра стратегических разработок показал, что 80% российских компаний нуждаются в поддержке со стороны государства. Это на 30 процентных пунктов больше, чем по результатам опроса полгода назад. Чаще всего о необходимости господдержки заявляют в компаниях из отраслей легкой и пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, тяжелой промышленности
К концу года 80% российских компаний заявили, что нуждаются в господдержке на фоне пандемии и антиковидных ограничений, выяснили в ходе опроса «Бизнес-климат в России» аналитики Центра стратегических разработок (ЦСР). Многие компании так и не смогли восстановить свой бизнес в 2021 году, объяснили РБК в ЦСР.
Из опроса ЦСР следует, что доля российских компаний, нуждающихся в господдержке, за полгода выросла на 30 процентных пункта. В выборке аналитического центра — 10 000 компаний различных секторов экономики из разных регионов, две трети из них — предприятия малого и среднего бизнеса. По данным опроса, чаще всего о необходимости господдержки говорят в компаниях легкой промышленности, пищепрома, сфере услуг и торговле и тяжелой индустрии.
В компаниях назвали самые популярные у бизнес меры господдержки. Среди них — снижение налогов и отсрочки по их оплате и страховым взносам (40% респондентов), субсидирование тарифов и обязательных платежей (37%), отсрочка по выплатам за аренду помещений (27%). Опрос позволял выбрать несколько вариантов ответа о привлекательных для бизнеса мерах господдержки.
В ноябре индекс деловой активности малого бизнеса (индекс RSBI), рассчитываемый Промсвязьбанком, «Опорой России» и Magram Market Research, снизился с 53,2 до 50,3 пунктов, вплотную приблизившись к отметке в 50 пунктов, значения ниже нее означают снижение деловой активности. Правительство осенью 2021 года приняло ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ). По данным Минэкономразвития, общая сумма антикризисной поддержки МСБ в 2021 году оценивается более чем в 1 трлн рублей.
По данным опроса ЦСР, каждая пятая компания затруднилась в оценке собственной выручки, каждая четвертая — в оценке операционной прибыли. Почти 40% компаний назвали главным препятствием для бизнеса невозможность работы в полном объеме из-за антиковидных ограничений. На втором месте — повышение закупочных цен (29% респондентов). У 44% компаний внедрен удаленный режим работы, а 72% компаний ввели политику обязательной вакцинации сотрудников.
В российской экономике снижается конкуренция, отмечают аналитики ЦСР. Со стороны продавцов 48% респондентов заявили, что в их секторе есть несколько лидеров с общей долей более половины рынка, 20% сказали, что на их рынке и вовсе есть одна компания — лидер с долей более половины. В начале 2021 года эти показатели составляли 35% и 5% соответственно. Со стороны покупателей почти 50% опрошенных заявили, что на рынке есть несколько ключевых покупателей или один такой покупатель с долей рынка более половины всех продаж. В начале года об этом заявляли 33% компаний.