Экономике России угрожают пандемия коронавируса, всплеск инфляции, международные санкции и энергопереход, темпы которого могут ускориться. Такие риски для России перечислил главный экономист Всемирного банка (ВБ) по России Дэвид Найт в интервью газете «Ведомости».
«Я бы предложил сфокусироваться не на теоретических, а на реальных рисках для российской экономики. Их четыре — пандемия, инфляция, геополитика и зеленый переход», — сказал Найт. По его словам, пандемия COVID-19 давит на экономику России сильнее, чем в других странах из-за низких темпов вакцинации от коронавируса. По оценке экономиста ВБ, слабая вакцинированность населения приводит к замедлению деловой активности и созданию рисков для новых ограничений в будущем.
По словам аналитика, ВБ также видит угрозу в возможном всплеске инфляции в 2022 году. «Мы рассматриваем риск неожиданного всплеска инфляции в следующем году как достаточно высокий», — сказал Найт. «Аномально высокая инфляция», по его оценке, не позволяет исключать «новые шоки для экономики».
Найт уточнил, что Всемирный банк не оценивает возможность новых санкций или смягчения действующих ограничений в отношении России, но считает, что их введение «крупными странами или блоками стран» окажет негативное воздействие на экономическую ситуацию в России. В долгосрочной перспективе, отметил экономист, риск для экономики представляет и энергопереход (отказ от ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии и углеродной нейтральности). Темпы зеленого перехода могут резко ускориться, предупредил он.
По итогам ноября инфляция в России составила 8,4%. Это максимум с 2016 года. ЦБ повысил ключевую ставку до 8,5% (максимум с 2017 года). Президент Владимир Путин в начале декабря назвал инфляцию главной проблемой для экономики и для россиян и потребовал к 2022 году обеспечить возвращение инфляции к целевому уровню в 4%. Достижение мировой углеродной нейтральности к 2050 году будет стоить миру $140 трлн, или 3% мирового ВВП в год, а падение энергетического экспорта России к этому моменту может составить около $200 млрд, сообщал в сентябре на Восточном экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф.