Минпромторг подготовит кодекс взаимодействия маркетплейсов с продавцами
Минпромторг планирует создать в России стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами в формате торгового кодекса, рассказал «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Кодекс, по его словам, будет требовать от маркетплейсов исключить зависимость ценообразования на платформе от участия продавцов в рекламных акциях; ввести материальную ответственность за потерю или порчу товара при его оформлении на онлайн-площадке; более пристально следить за контрафактом; урегулировать вопросы утилизации продукции на складе маркетплейса и обеспечивать оперативную обратную связь с клиентом.
Евтухов отметил, что при составлении стандартов за основу взяты предложения Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным газеты, изучившей полную версию документа АКИТ, кодекс будет также требовать от маркетплейсов уведомлять продавцов об ухудшающихся условиях (росте тарифов, сокращении прав); размещать в открытом доступе информацию об итоговой комиссии для продавца; сделать добровольным участие продавцов в акциях. Кроме того, маркетплейсам запретят ограничивать продавцов в выборе логистических партнеров для поставок на склады.
Источник «Известий» в Минпромторге подчеркнул, что стандарты для маркетплейсов находятся в разработке и говорить о возможных санкциях за их нарушение преждевременно.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков, GR-директор «СберМаркета» Павел Глухов представитель «Яндекс.Маркета» в целом поддержали новые стандарты, разработанные АКИТ. Представитель Aliexpress при этом подчеркнул, что сейчас важно поддержать развитие электронной коммерции, не перегрузив отрасль жесткими правилами.
В октябре «Опора России» (представляет интересы малого бизнеса) предупредила Минэкономразвития, Минпромторг и ЦБ о том, что неконтролируемый рост цифровых экосистем грозит дискриминацией их пользователей и давлением на ценовую политику поставщиков товаров, сообщали «Ведомости». Агрегаторы могут задерживать перевод оплаты за товар, повышать комиссию без предупреждения, менять сроки приемки и хранения товаров, продавать на своих площадках контрафакт, перечислял жалобы продавцов Минпромторг в письме маркетплейсам, с которым ознакомилось издание.
«Малый и средний бизнес приходит в министерства, начинает жаловаться на маркетплейсы, что их пытаются зарегулировать, заставить проставлять скидки или выполнять сроки доставки, которые они обещают потребителям. Он умалчивают о другом — о том, какой плюс они получают от того, что взаимодействуют на маркетплейсах», — заявляла основательница Wildberries и самая богатая женщина России Татьяна Бакальчук. Она отмечала, что такие площадки позволяют продавцам экономить на логистике и не тратить «огромные деньги» на рекламу — «достаточно встать на маркетплейс или в торговую сеть обычную, которых много по стране, и все, у тебя проблема решена».