К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

О чем надо помнить инвесторам при выборе ESG-стратегии

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
ESG-анализ помогает инвесторам выявить невидимые риски и преимущества потенциально интересных активов. Но рынок устойчивых инвестиций до сих пор не сбалансирован и желающим выйти на него игрокам стоит помнить о целом ряде проблем, говорит генеральный директор Центра экспертиз и интегральных моделей Юлия Шульга

По данным исследования рынка устойчивых инвестиций Global Sustainable Investment Review 2020, ESG-инвестиции продолжают расти в большинстве регионов мира, при этом наибольший рост в абсолютном выражении за последние годы наблюдается в Канаде (рост на 48%), за ней следуют США (42%) и Япония (34%).

По словам одного из руководителей швейцарского финансового холдинга UBS Group AG в Гонконге Эми Ло, около 80% клиентов обратились к активам в области ESG. За последние шесть лет общий приток средств в фонды ESG вырос в 10 раз (с $5 млрд до $51,1 млрд). Доступность ESG-инвестиций растет благодаря ETF-фондам (биржевым инвестиционным фондам), которые позволяют инвестировать в пул компаний, продвигающих зеленые технологии, социальное равенство и устойчивое управление. Например, крупный ETF First Trust NASDAQ Clean Edge Green Energy Index Fund включает североамериканские компании из сферы зеленой энергетики.

Очень важно, что подобные фонды оказались довольно стабильны в период пандемии, в течение всего 2020 года. В условиях возросших рыночных рисков это стало настоящим спасением для инвесторов.  

 

Эхо сырьевой экономики

У рынка устойчивых инвестиций в России большой потенциал, но много препятствий на пути развития. Это влияет на ESG-рейтинг России, а рейтинг, соответственно, отражается на привлекательности отечественного рынка для инвесторов. Россия занимает 46-е место в рейтинге Sustainable Development Report 2021, находясь между Болгарией и Боснией и Герцеговиной. 

Основные ограничения для роста инвестиций связаны со статусом России как сырьевой экономики и состоянием нормативной базы. Создание и внедрение нормативных требований, касающихся ESG и учитывающих национальные особенности, требует консолидации усилий всех заинтересованных в устойчивом развитии сторон — от государства и бизнеса до исследовательских организаций и НКО. В России только начинают приниматься законы по регулированию деятельности в сфере ESG: к примеру, в этом году был принят федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», по которому компании будут обязаны отчитываться о выбросах. В июле Банк России опубликовал информационное письмо с рекомендациями по раскрытию публичными компаниями нефинансовой информации в сфере ESG. Однако пока в России нет обязывающих правовых актов, которые требуют от компаний вести полную ESG-отчетность.

 

Не последнюю роль в становлении рынка играет осознанное отношение бизнеса к целям устойчивого развития. Поскольку ESG в России находится на ранней стадии, у нас все еще популярен «зеленый» пиар, выдающий маркетинг за эффективные проекты устойчивого развития. К примеру, не так давно в России появилась вода в упаковке тетрапак, что в теории подразумевает весомый вклад в защиту окружающей среды благодаря отказу от пластика. Однако тут есть явный элемент пиара: в России проще отправить на переработку пластиковый мусор — уже есть большая сеть пунктов приема, к тому же переработка тетрапака требует больше энергии, чем переработка пластиковых бутылок.

Другой показательный сюжет — внедрение торговыми сетями и сервисами доставки бумажных пакетов для покупок. Они быстрее разлагаются в природе, чем привычные пластиковые, однако в процессе их производства расходуется в 17 раз больше воды, в 5 раз больше энергии и в 1,8 раза больше ископаемого топлива.

Банки подключаются к ESG

Еще год назад ESG-аналитики считали слабым местом банковскую систему, не адаптированную под критерии устойчивого развития. ESG в российских банках было чрезвычайно ограниченным и фрагментарным, причем большая часть из них ориентирована на социальные и управленческие, а не на экологические факторы. Но в 2021 году российская банковская сфера активно включилась в ESG. Сбербанк и ВТБ объявили о запуске ESG-платформ. Альфа-банк собрал портфель акций, отобранных по трем критериям: исключение, воздействие и интеграция. Эти критерии предполагают подбор инвестиционного портфеля исходя из ценностей инвестора и учет ESG-факторов при оценке компании и потенциальных рисков. 

 

В мае Москва успешно разместила выпуск зеленых облигаций, организаторами размещения стали 13 банков — ведущих участников рынка размещения облигаций. Вырученные средства будут вкладываться в реализацию проектов, связанных с уменьшением выбросов CO2, строительством метро и покупкой электробусов.

Риски устойчивого инвестирования

Риски инвестирования в сфере ESG не так сильно отличаются от обычных инвестиционных рисков. Специфическим риском здесь можно назвать отсутствие универсальных стандартов и рейтингов устойчивого развития. Это может создать ложные ожидания у инвесторов. Кто-то будет неприятно удивлен, обнаружив акции табачных компаний в портфеле некоторых ESG-фондов. При этом табачные компании активно вовлечены в ESG-повестку и регулярно публикуют отчеты об устойчивом развитии, что открывает их акциям доступ в ESG-фонды. К примеру, British American Tobacco — один из лидеров ESG-рейтинга Великобритании.

Еще одной проблемой становится отсутствие долгосрочных данных о финансовых показателях ESG-компаний, которые могут быть гарантией устойчивости бизнеса. Наконец, ESG-отчетность не обязательна, а это значит, что бизнес может прекратить предоставлять данные об устойчивом развитии в любой момент.

Для оценки таких рисков инвесторы используют различные индексы и рейтинги ESG: Dow Jones Sustainability Index (DJSI), ISS ESG, FTSE4Good, RAEX-Europe. Это помогает лучше узнать ценности компаний, стратегий в ESG и финансовые показатели.

Инвестиции в идею

Компании, желающие включиться в погоню за ESG-инвестициями, должны научиться адаптироваться к запросам инвесторов. Это набор контрольных показателей в трех направлениях. Первое — какие усилия предпринимает компания по смягчению своего влияния на окружающую среду. Второе — защита прав человека в цепочке поставок (например, не используется ли труд нелегальных мигрантов). И, наконец, равные возможности, что может выражаться в балансе мужчин и женщин среди менеджеров.

 

Согласно исследованию PwC, для 65% инвесторов учет ESG-факторов — это помощь в управлении инвестиционными рисками. Сообщая об улучшении эффективности управления ESG-факторами, компании посылают инвесторам сигнал о том, что они могут снизить климатические, социальные, корпоративные и экономические риски и генерировать устойчивую долгосрочную финансовую отдачу. Соответствие ESG-критериям становится важной частью анализа бизнес-рисков по сотрудничеству со стороны европейских партнеров. Уже сейчас европейский бизнес предпочтет сотрудничество с компаниями, публикующими ESG-отчетность, а в контексте энергетического перехода компания, внедряющая возобновляемые источники энергии, может привлечь больше инвестиций, чем по-прежнему использующая углеводородное топливо.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+