«Начали за здравие, а кончили за упокой»: как выживал фитнес-рынок в 2021 году
Согласно прогнозу Национального фитнес-сообщества (НФС), российский рынок фитнес-услуг по итогам 2021 года прибавит 27,4% к показателям пандемийного 2020-го, объем рынка составит около 130 млрд рублей. «Однако поводов для радости у нас нет, это лишь показатели низкого старта 2020 года. Отрасль потеряет по итогам года около 10% игроков и недополучит 26,5 млрд рублей выручки», — пояснила глава НФС Елена Силина.
По словам Силиной, коронакризис продолжает серьезно влиять на отрасль. В 2021 году она столкнулась с вызовами, к которым оказалась не готова: отсутствие какой-либо финансовой подушки после разгрома, нанесенного в 2020 году, высокая закредитованность, необходимость платить социальные налоги (с фонда оплаты труда) и неснижаемые арендные ставки.
Разрушительное цунами пандемии
Разразившаяся в 2020 году пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры нанесли рынку фитнеса сокрушительный удар и привели к закрытию части клубов. Участники рынка говорили, что пандемия стала для фитнес-индустрии не кризисом, а настоящим разрушительным цунами, в котором не выжили около трети игроков. Снижение продаж и посещаемости фитнес-клубы начали фиксировать с февраля 2020 года, но в марте началось падение — продажи новых членств встали, а посещаемость клубов резко упала. 21 марта главный государственный санитарный врач Москвы Елена Андреева обязала столичные фитнес-центры и другие спортивные объекты прекратить допуск посетителей. Аналогичные меры ввели в Московской области, Санкт-Петербурге и во всех регионах России.
«Локдаун для фитнеса продлился два-пять месяцев — в зависимости от региона. Как итог, оборот фитнес-рынка в 2020 году рухнул на 63,7%, до 102 млрд рублей, а количество занятых в этой отрасли снизилось на 25%, до 576 000 человек», — напоминает Силина.
До этого отрасль была на подъеме: на конец 2019 года объем отечественного рынка спортивно-оздоровительных услуг оценивался в 167 млрд рублей (включая рынок спортивного оборудования и питания). На начало 2020 года в России, по данным НФС, работали 13 000 фитнес-объектов, в том числе 3500 крупных мультифункциональных клубов. Индустрия обеспечивала работой 768 000 сотрудников.
Новый год — новые проблемы
По словам Елены Силиной, 2021 год не принес облегчения. Индустрия столкнулась с новыми вызовами: ужесточение ограничительных мер в ряде регионов России, введение краткосрочного локдауна в ноябре и QR – кодов. Это привело к падению покупательского спроса на 65%, увеличению клиентских обращений за возвратами денежных средств — до 35% и в конечном счете — к общему снижению выручки в целом по отрасли.
Причем начинался год неплохо. Посещаемость фитнес-клубов в России по итогам I квартала 2021 года выросла на 6% к I кварталу 2020-го, но сократилась на 5% к аналогичному периоду 2019 года.
«Небывалый подъем наблюдался весной — рынок рванул на 15-30%, и это к показателям 2019 года, — делится владелец сети Alex Fitness Алексей Ковалев. — Много приходило новых клиентов, видимо, людям показалось, что ковид как бы отступил, а здоровье нужно укреплять. К тому же границы не были открыты широко, отпуска многие проводили в России, люди стали активно инвестировать в себя, в свое здоровье, в фитнес».
Проблемы начались с III квартала: в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки региональные власти вводили запретительные меры. Например, в Астраханской области с 23 июля по 8 августа фитнес-залы были полностью закрыты. А с 8 августа для их посещения необходимо было предоставлять отрицательный ПЦР-тест или QR-код о полной вакцинации.
Аналогичные меры вводились и в других регионах — в Амурской, Ростовской, Владимировской областях, в Башкирии и Республике Хакасия.
Потом стало еще хуже. Для сдерживания эпидемии коронавируса дни с 30 октября по 7 ноября были объявлены нерабочими по всей России. Причем регионам дано было право самостоятельно менять эти сроки — начать досрочно или продлить; соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
В Москве локдаун ввели с 28 октября по 7 ноября: запрет на посещение ресторанов, торговых центров и фитнес-клубов ввели даже для тех, у кого были QR-коды.
«В разных регионах постепенно вводились ограничения, потом — длинные нерабочие праздники, введение QR-кодов. В итоге осенний сезон провалился на 30%, — говорит Алексей Ковалев. — Получилось, что все, что нам удалось заработать весной, ушло осенью. Нам пришлось отказаться от 10 клубов в 2020-2021 годах, и пока не видно улучшения обстановки. В целом состояние рынка в 2021 году я бы оценил как «начали за здравие, а кончили за упокой».
«Мы до сих пор полностью не погасили накопившиеся задолженности 2020 года, так как противовирусные меры не дают возможности работать в полную силу, — рассказывает директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска. — В регионах QR-коды вводились в разные месяцы. Например, в Казани и Самаре — с середины октября, Екатеринбург — с конца октября, Воронеж и Санкт-Петербург — с середины ноября. Эта мера снизила клиентопоток в среднем на 50%, а в некоторых регионах — на 70-80%». По словам Троски, недовольных очень много, клиенты требуют заморозить контракты до лучших времен или оформить заявку на возврат денежных средств.
По оценке НФС, за III квартал, в том числе с введением нерабочих дней, отрасль недополучила 8,9 млрд рублей, а за IV недополучит еще около 9,4 млрд рублей (речь идет о недополученной выручке. — Forbes).
В итоге в 2021 году отрасль упустила около 26,5 млрд рублей.
Непростая аренда
Непросто складываются отношения фитнеса с арендодателями. Арендные платежи — одна из самых затратных статей любого фитнес-клуба, на это уходит 30% из общего объема выручки, говорит Роман Вальчук, владелец сети фитнес-клубов Drive Fitness из Екатеринбурга. По его словам, локдаун и введение QR-кодов как бы «разделили арендодателей на адекватных и не очень». «И если с первыми возможен диалог, мы совместно стараемся выработать какую то стратегию, зачастую фитнес переходит на оплату процента с оборота, то вторые на контакт не идут совсем», — отмечает Вальчук. «Полагаю, что нам придется отказаться примерно от 30 проектов. Арендодатели скидок не дают, так что только переносим долги на потом», — говорит Алексей Ковалев.
В этом году более 60% фитнес-клубов не удалось договориться с арендодателями о каких-либо преференциях и послаблениях в связи со сложной ситуацией из-за пандемии коронавируса, оценивала президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева.
По информации регионального директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, в среднем по России уже закрылось 8% фитнес-клубов. В Москве ситуация в целом лучше: на месте закрывшегося заведения в столичном торговом центре сразу открывалось новое.
Зато в столице есть сложности с арендой и у тех сетей, которые не закрываются. «В целом в сегменте развиваются как крупные сетевые клубы, так и локальные сети, которые представлены в одном-двух районах города, — оценивает Хакбердиева. — Иногда даже есть дефицит площадей под большие фитнес-центры с бассейном. Ставки на фитнес-центры всегда были не самые высокие, скорее они сопоставимы с развлечениями. Пандемия их не сильно дисконтировала. В договорах появились обязательные пункты о введении ограничений для фитнес-центров и на работу ТЦ в целом».
Прогноз пессимистичный
Сейчас большинство игроков рынка находится в ситуации нулевой рентабельности, а многие работают в минус, рассказывает Елена Силина. По ее словам, владельцы держат фитнес-клубы на плаву с помощью кредитов или иных денег и пытаются как-то стабилизировать ситуацию в надежде, что в дальнейшем что-то поменяется к лучшему.
По мнению главы Национального фитнес-сообщества, отрасли жизненно необходимы пять ключевых мер поддержки:
- освободить бизнес от уплаты всех налогов за IV квартал 2021 года;
- снизить страховые взносы до 15% на весь фонд заработной платы;
- внедрить меры поддержки для владельцев коммерческой недвижимости;
- ввести программы кешбэка (по аналогии с туристической сферой);
- разработать дешевые невозвратные тарифы на фитнес-абонементы (по аналогии с авиаотраслью), чтобы потребитель мог выбирать между более дорогим тарифом и возможностью его немедленного возврата и дешевым, но невозвратным (сейчас данная инициатива ограничена в России законом о защите прав потребителя).
Если поддержка отрасли оказана не будет, есть риск банкротства 10% участников рынка, считает Силина. По ее подсчетам, в этом случае совокупный объем потерь государственного бюджета, банковской сферы, контрагентов и собственно самой отрасли составит 38,4 млрд рублей.