К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Разрушительное цунами»: 2020 год стал худшим за всю историю российской индустрии фитнеса

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Пандемия коронавируса, ограничительные меры и закрытие клубов нанесли рынку сокрушительный удар. Forbes выяснил, как сильно пострадала отрасль и как учится выживать

Российский фитнес-рынок начал активно развиваться около 30 лет назад. Но за всю его историю не было кризиса равного тому, который разразился в 2020 году. «За все время существования фитнес-индустрии нам удавалось успешно проходить все экономические кризисы. Ни в 1998 году, ни 2008-м, ни в 2014-м рынок не падал ни разу, а лишь несколько замедлял рост», — рассказывает Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества (НФС).

На начало 2020 года в России, по данным НФС, работали 13 000 фитнес-объектов, в том числе 3500 крупных мультифункциональных клубов, индустрия обеспечивала работой 768 000 сотрудников. Отрасль была на подъеме: на конец 2019 года суммарный объем отечественного рынка спортивно-оздоровительных услуг оценивался в 167 млрд рублей, включая рынок спортивного оборудования и питания. На Москву и Санкт-Петербурга приходилось более 60% рынка. Налоговые отчисления выросли за 2019 год — до 43,64 млрд рублей.

Пандемия коронавируса, по словам Силиной, стала для фитнес-индустрии не кризисом, а настоящим разрушительным цунами, в котором не выжили около трети игроков. «Последствия пандемии нам предстоит наблюдать еще долгое время. Это настоящая проверка на выживание», — прогнозирует она.

 

«Продажи упали на 70%»

Начало года было успешным, вспоминает Алексей Ковалев, владелец сети Alex Fitness. Январь его компания отработала с рекордными показателями по выручке. «Зима вообще традиционно высокий сезон для фитнеса, некоторые покупают карты в надежде быстро привести себя в форму перед новым годом. Те, кому это не удалось, дают обещание посещать фитнес в новом году и тоже приобретают карты», — делится он. могла

Снижение продаж и посещаемости началось в феврале, а в марте случилось падение — продажи новых членств встали, а посещаемость клубов резко упала. «Ситуацию постоянно подогревали слухи о готовящемся закрытии клубов. Люди читали что-то в интернете и говорили, зачем мне покупать членство, если вас все равно скоро закроют. В марте выручка компании снизилась на 50%», — вспоминает Ковалев. Посещаемость клубов снизилась примерно на 25%, продажи упали почти на 70%, приводил данные Николай Прянишников, гендиректор сети World Class.

 

Экономсерфинг и сайклинг-дискотеки. Что происходит с фитнесом прямо сейчас

Рекомендацию приостановить, перенести или отменить все спортивные соревнования в России 21 марта распространил Минспорт. В тот же день главный государственный санитарный врач Москвы Елена Андреева обязала столичные фитнес-центры, бассейны, аквапарки и другие спортивные объекты перестать пускать посетителей. Мера объяснялась осложнением эпидемиологической ситуации и ростом заболеваемости населения коронавирусом. 23 марта аналогичные меры ввели в Московской области, а еще через несколько дней в — Санкт-Петербурге. Позже фитнес-клубы закрылись во всех регионах России.

Меры поддержки

Закрытие заведений, отмена спортивных мероприятий заставили отрасль консолидироваться. Опасаясь банкротств, финансовых потерь и сокращения персонала, бизнес обратился за правительственной поддержкой. В письме от 24 марта на имя премьер-министра Михаила Мишустина представители общественного совета при Минспорте, руководители фитнес-ассоциаций, организаторы крупнейших спортивных соревнований просили отсрочки по арендной плате, моратория на налоги и кредитных каникул. Ежемесячно убытки фитнес-клубов в России составляют 7-8 млрд рублей, оценивала тогда Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ). 

 

К апрелю ситуация стала критической. В межотраслевом письме от более 60 представителей практически всех ассоциаций компаний сфер услуг, общественных организаций и так далее, направленном в правительство, представители фитнеса отмечали, что львиная доля сотрудников клубов попали под угрозу сокращения, а банкротства ждут до 70% компаний. Наиболее важными для индустрии мерами поддержки в письме назывались: распространение мер поддержки и на малый, и на крупный бизнес, мораторий на арендные платежи, возвраты средств по авансам, депозитам, нереализованным услугам на время приостановки работы и на 120 дней после окончания этого времени. «Обязательства в случае банкротств компаний составят 40 млрд рублей. Крайне важно получить субсидии на заработную плату — 9,8 млрд рублей за II квартал 2020 года», — перечислял представитель АОФИ.

Усилия не прошли даром, в итоге семь крупных фитнес-сетей  — World Class, Alex Fitness, X-FIT, «С.С.С.Р.» и другие были включены в список системообразующих предприятий России, а фитнес-отрасль включена правительством в список пострадавших отраслей.

Правда, по факту статус системообразующих предприятий самим компаниям помог мало. «Статус системообразующего предприятия должен был обеспечить нам ряд льгот: субсидии на возмещение затрат, отсрочку по налогам и госгарантии для реструктуризации кредитов либо на получение новых займов, специальные условия по кредитованию. К сожалению, пока удалось воспользоваться лишь льготами по кредитованию», — говорит представитель World Class. На какие цели компания потратила кредит, ее представитель сообщить отказался. «Субсидий мы не получили, наверное, этому помешало то, что мы крупный бизнес, а все помощь полагалось лишь малым и средним предприятиям. Воспользовались отсрочкой по налогам и невозвратным кредитом», — отмечает Ковалев.

Чиновники от Минспорта уверяют, что госпомощь была оказана в размере всего 1,5 млрд рублей. Такие цифры озвучил директор Департамента стратегического развития и реализации федеральных проектов Минспорта Сергей Смирницкий на XXVI Всероссийском съезде фитнес-индустрии в декабре. По его словам, в рамках этой помощи 25 000 организаций получили отсрочки по налоговым платежам, 35 500 получили безвозвратные кредиты (помощь государство оказывало не только фитнес-клубам, но и всем организациям, которые в кодах своей деятельности в качестве основной указывали осуществление спортивно-оздоровительной работы).

Еще одной крупной проблемой стали отношения с арендодателями. Дело в том, что из 6 млн кв. м, которые занимала фитнес-индустрия до пандемии, почти 90% находилось в аренде, поясняет Силина. В экономике фитнес-клуба около 30% уходит на аренду, на фонд оплаты труда приходится 35-40%, включая НДФЛ, плюс налоги в зависимости от выбранного вида системы налогообложения, это без учета расходов на оплату коммунальных услуг, связи, обучение сотрудников, затрат на рекламу, ремонт и при условии, что долговая нагрузка перед банком полностью погашена, перечисляет она.

 

Фитнес-клубы предупредили об исчезновении 70% участников рынка из-за пандемии к февралю

Фитнес-отрасль — низкомаржинальный бизнес и к кризису подошла без финансовой подушки безопасности, продолжает Силина, выплачивать аренду в полном объеме было не из чего. Ключевые игроки с трудом сумели договориться с арендодателями до конца года. «До пандемии у меня было пять студий, две из них в жилых домах, три в торговых центрах. Одну студию я потеряла. Арендодатель сначала согласился на скидку на время пандемии, а через некоторое время просто забрал свои слова назад, объяснив это одной фразой «не было такого, попробуйте докажите, что я это говорил». Пришлось съехать, и залог мне так и не вернули», — рассказывает Диана Буркова, основатель и глава сети студии растяжки «Эластика» в Санкт-Петербурге. Проблемы были и во второй студии в торговом центре, где Бурковой удалось получить скидку 70% за июнь, но с июля предпринимательнице уже выставили полный счет. Арендодатель объяснил свои действия тем, что в городе уже разрешили открыть фитнес-клубы, делится она, тот аргумент, что клубам в торговых центрах было запрещено работать, не подействовал.

Четыре клуба за пандемию закрыл Alex Fitness, еще по двум объектам до сих пор продолжаются споры с арендодателем: оказалось, что договор был составлен таким образом, что его невозможно расторгнуть, рассказывает Ковалев. Сейчас у Alex Fitness открыто 70 клубов, но бизнесмен планирует в следующем году закрыть около 10 точек из-за низкой рентабельности. В единичных закрытиях клубов признается и представитель World Class, компания закрыла по одному заведению в Москве и Санкт-Петербурге. По его словам, речь не шла о конфликте с арендодателем, например, в Санкт-Петербурге собственник здания, в котором располагался клуб «Прибалтийская», решил его снести и построить на его месте апарт-отель. Сегодня сеть состоит из 103 клубов (52 из которых собственные).

Видеокамеры в зонах СПА

Открытие тренажерных залов после пандемии было не быстрым. Только в начале июня Роспотребнадзор совместно с бизнесом разработал рекомендации для открытия спортзалов и бассейнов: тренажеры должны быть установлены с соблюдением социальной дистанции в 1,5 м, количество людей в залах определяется исходя из соотношения 4 кв. м на одного посетителя, в бассейнах этот показатель составляет 5 кв. м глади воды на человека. Сначала клубы открылись в Москве, это произошло 23 июня. Но дальше снова начались проблемы. Оказалось, что остальные регионы, взяв за основу документ Роспотребнадзора, стали вносить в него собственные правки. В итоге требования в некоторых регионах были ужесточены настолько, что клубы просто не могли открыться.

 

На втором после Москвы рынке, в Санкт-Петербурге, до конца июля была запрещена работа торговых центров, в которых расположено около 25% клубов. Те клубы, которые смогли открыться, должны были сначала получать в городской администрации QR-коды, а клиентов принимать исключительно по предварительной записи.

Многие региональные власти разрешали открыть клубы, но с ограничениями разной степени очевидности. «При открытии от нас потребовали оснастить спа-зоны видеокамерами, поставить по одной на каждые 10 кв. м, а видео централизованно сливать в сеть. Был большой скандал. К счастью, власти отменили это решение», — рассказывает глава представительства НФС в Нижегородской области и основатель сети фитнес-клубов Gold’s Fitness Александр Кузнецов. В Сочи в клубы можно было пускать посетителей в душевые, а открыть для них сауны было нельзя. Парадоксальная ситуация складывалась в Краснодарском красе: открывать тренажерные залы было можно, а помещения для групповых тренировок и бассейны — нельзя, хотя в гостиницах к тому времени проводились массовые конференции и работали бассейны. Во многих «закрытых» регионах стали возрождаться «подпольные качалки», рассказывают участники рынка. 

Даже в середине июля полностью для фитнеса были закрыты Архангельская, Ставропольская, Самарская, Оренбургская, Вологодская, Воронежская, Брянская, Нижегородская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Красноярский край, Алтай, Калмыкия, Якутия, Тува, Ханты-Мансийский округ, весь Северный Кавказ и многие другие регионы.

Локдаун для отрасли продлился от 3 до 5 месяцев в зависимости от региона. После перезапуска отрасль смогла восстановиться лишь на 60-70%, добавляет Силина, за этот период индустрия потеряла около 51,4 млрд рублей. Чтобы сохранить лояльность клиентов, фитнес-клубы приостановили действия клубных карт на время остановки деятельности, продлили абонементы на все месяцы простоя, перевели все тренировки в онлайн. Большинство клубов предлагало бесплатные онлайн-занятия. Это дало старт гибридным фитнес-продуктам, которые сочетают в себе онлайн и офлайн, говорит Силина.

 

Реабилитация после COVID-19

Осень не принесла передышки. Падение доходов в фитнес-отрасли лишь продолжилось. Из-за роста заболеваемости коронавирусом потребительский спрос снижается. Продажи новых контрактов в фитнес-клубах и продление старых уменьшились на 50-70%, говорит Силина. В октябре сразу две российские ассоциации фитнес-индустрии (НФС и АОФИ) снова обратились в правительство с просьбой о помощи. В письмах НФС на имя президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина говорится, что фитнес-предприятия в первой половине 2020 года потеряли около 40 млрд рублей. А в результате ограничений, страхов клиентов и снижения платежеспособности населения фитнес недополучил в III квартале 2020 года до 50% выручки аналогичного периода прошлого года, 20% предпринимателей отрасли разорены, говорится в письме. НФС просила поддержки и для своих арендодателей: отказаться на четыре года от пересмотра кадастровой стоимости недвижимости в сторону ее увеличения; снизить ставку налога на имущество владельцам недвижимости до 0,3% в этом году и до 0,5% в 2021-м; возместить недополученные арендные платежи за счет налоговых ставок на имущество, на землю и прочее; ввести мораторий на рост тарифов на коммунальные услуги до 2023 года.

Сами игроки отрасли отреагировали на снижение спроса, разнообразив линейку клубных карт по продолжительности сроков действия, расширили пул персонализированных услуг текущим клиентам в качестве подарка, сделали ставку на повышение уровня доверия между фитнес-клубом и клиентами. Например, в сети XFit запустили бесплатные тренировки с виртуальным онлайн-наставником, а оплачивать предлагается только непосредственные визиты в клуб. Членам сети Sport Life в Санкт-Петербурге предлагается возможность арендовать зал под проведение занятий только в кругу близких. А ярославская «С-Спорт» дает своим клиентам возможность заниматься мини-группами из числа знакомых и родных. «Такой подход снимает опасения заразиться от посторонних людей и формирует сообщество единомышленников», — говорит представитель сети.

Около 40% фитнес-клубов по всей стране к осени уже создали оздоровительные программы для профилактики коронавирусной инфекции и восстановления после перенесенного заболевания, говорит Силина. По ее словам, ставка на профилактику и реабилитацию себя оправдала: показатели ноября по сравнению с первыми осенними месяцами дали небольшой прирост: в среднем по стране продажи клубных карт выросли в ноябре на 5,9% по сравнению с продажами октября, а посещаемость выросла на 9,3% по сравнению с показателями предыдущего осеннего месяца.

В декабре НФС обратилось к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с предложением разработать на базе фитнес-клубов восстановительные программы для россиян, переболевших COVID-19. «Мы понимаем, что в России направление реабилитации находится на начальном этапе развития. Но все больше частных организаций начинают осваивать российский рынок реабилитации, чей объем превышает €125 млн в год», — говорит Наталья Филиппова, председатель рабочей группы по развитию оздоровительных СПА и предприятий восстановительной медицины в «Деловой России», член правления Национального фитнес-сообщества. Для сравнения, в Германии на развитие системы здравоохранения в направлении реабилитации выделяется более 11% от ВВП, около €300 млрд.

 

По итогам года фитнес-отрасль потеряла около 30% игроков, пятую часть сотрудников (140 000) и 65 млрд рублей выручки. Совместная работа с министерством в развитии направления реабилитации уже идет, говорит Силина, фитнес-отрасль постепенно адаптируется к текущей ситуации.

Как тренируются Брэнсон, Цукерберг и другие миллиардеры

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+