Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) отчиталась о том, что российский авторынок по итогам ноября сократился на 20,4%, или на 32 114 штук, по сравнению с ноябрем 2020 года, продажи составили 125 466 автомобилей.
В годовом выражении результат января-ноября 2021 года пока, по данным ассоциации, положителен: 1 439 045 проданных автомобилей, что на 6,9% превышает показатель за аналогичный период 2020 года. Итоги этого года АЕБ подведет лишь в январе 2022 года.
«Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится, и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По-прежнему основная причина падения рынка — сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы.
Мировой дефицит полупроводников сохранится до 2022 года, однако к середине года ситуация может улучшиться на фоне доступности большего объема поставок, прогнозировал один из ведущих аналитиков JPMorgan, содиректор по исследованиям в области технологий в АТР Гокул Харихаран. Недостаток микросхем негативно сказывается на целом ряде отраслей — от автомобилестроения до производства бытовых приборов, персональных компьютеров и смартфонов.
Минпромторг, несмотря на дефицит полупроводников, сохранил прогноз от середины года по росту продаж автомобилей на российском рынке в 2021 году на 5-6%, сообщал глава ведомства Денис Мантуров.
Ситуацию на российском авторынке, по словам Штэрцеля, усугубляют и некоторые нормативные акты, которые инициирует правительство. Он привел в пример опубликованный проект постановления правительства, который предполагает почти 9-кратное увеличение ставки утилизационного сбора на электромобили. «В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электромобили эта мера существенно ухудшит развитие этого сегмента рынка, который только начал расти в России. К сожалению, такой шаг не обсуждался с представителями отрасли», — отметил Штэрцель. Мера приведет к росту цен на электромобили для конечного потребителя, а также замедлит динамику их продаж и развитие зарядной инфраструктуры, предупреждает АЕБ.