К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как и зачем нужно регулировать новые экосистемы: советы Банку России

3D-анимация от «Сбера» в «Москва-Сити» (Фото Ведомости/ТАСС)
3D-анимация от «Сбера» в «Москва-Сити» (Фото Ведомости/ТАСС)
Цифровые экосистемы играют все большую роль в новой экономике, становясь центрами притяжения инвестиций. О том, как они влияют на нашу жизнь и почему их нужно регулировать, рассуждает уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов

В мировой экономике все большую роль играют цифровые экосистемы — детища стремительной информатизации всех сфер жизни. Вырастают они обычно на базе коммуникационных и финансовых гигантов, которые, располагая обширными ресурсами и информационными возможностями, формируют вокруг себя набор смежных (а зачастую и взаимосвязанных) сервисов. 

Россия не исключение — на наших глазах крепнут экосистемы Сбербанка, «Яндекса», «Тинькофф», VK (раньше — Mail.ru Group) и МТС. Мы видим два типичных для экосистем отраслевых ствола, которые обрастают новыми ветками, — банки и интернет-компании. «Сбер», к примеру, давно уже не ограничивается традиционными банковскими услугами: это и доставка продуктов, и сервис такси, и маркетплейсы электронной коммерции, и онлайн-кинотеатр. «Яндекс» давно уже не только поисковик, а VK — не только почтовый клиент.

Попадая в один из сегментов экосистемы, ее клиент, как правило, на этом не останавливается. Свою роль играют и удобство, и финансовая выгода — подключенным к системе предоставляются значительные скидки.

 

Экосистемы — это реальность и новая модель ведения бизнеса в XXI веке. Всем нам приходится учиться извлекать из них максимальную выгоду. И речь сейчас не только о выгодах для конечного клиента, но и о возможностях, которые участие в экосистеме предоставляет малому и среднему бизнесу.

Прежде всего, это возможности развития и продвижения за счет расширения спроса и снижения издержек. Участие в экосистеме позволяет исключить из цепочек поставок неэффективных посредников, повысить уровень конкуренции. С одной стороны, экономика «обеляется», с другой — потребитель выигрывает: от большего выбора, скорости, удобства удовлетворения своих потребностей. Крупнейшие экосистемы позволяют создать новые рабочие места, развивать стартапы за счет акселерационных программ, партнерств и доступа к цифровым платформам.

 

Цифровые экосистемы — это инвестиции вдолгую. Поэтому участие в такой кооперации дает небольшим игрокам возможность планировать свое будущее с гораздо более далеким горизонтом, чем самостоятельно. Примерно как в притче про веник, который, в отличие от разрозненных соломинок, переломить очень сложно. А экономике в целом экосистемы дают точки очень мощного притяжения инвестиций, в том числе и иностранных.

Но это все, что называется, светлая сторона. А есть и темная — в виде опасности монополизации рынка. Поэтому усилия регулятора, Центрального банка, направленные на очерчивание законов развития экосистем, очень важны. Со стороны ЦБ уже предложено немало. Некоторые аспекты (в первую очередь касающиеся финансовых нормативов) являются спорными и сейчас активно обсуждаются с бизнес-сообществом. Но другие вещи вполне могут помочь рынку. Для экосистем пора определять нормы, характеристики, квалифицирующие признаки. Их нужно контролировать с точки зрения антимонопольного законодательства, не допуская того, чтобы экосистема (по сути, посредник, хотя и очень технологичный и удобный) забирала себе большую часть добавленной стоимости в цепочке. Важно, чтобы платформы установили открытые и понятные для всех правила входа и работы на них.

Однако стоит иметь в виду, что на родине крупнейших экосистем, в США и Китае, пока нет никакого отдельного законодательства в этой сфере. Более того, Alibaba, например, до 2020 года пользовалась государственными налоговыми льготами. Налицо стимулирование развития экосистем при сдерживании ее отдельных негативных применений. Вероятно, на первой стадии этот вопрос может быть решен саморегулированием под надзором государства.

 

Если это будет сделано, именно при соблюдении баланса мы получим очень мощный инструмент развития экономики. Экосистемы обладают огромными финансовыми и технологическими ресурсами для экспансии в другие страны. Например, для американской Amazon Германия — самый большой рынок после США. В стратегии развития китайской системы Alibaba до 2024 года значится цель выхода на иностранные рынки и завоевание глобальных потребителей. Россия может стать третьим после США и Китая государством с национальными экосистемами и уже делает уверенные шаги на этом пути.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+