Оправдание пандемией: как на самом деле должна работать медицина и почему не работает
Недавно Нюта Федермессер — одна из наиболее известных представителей волонтерского движения, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» — опубликовала в своем аккаунте в Facebook эмоциональный и в то же время вполне рациональный пост, который вызвал большой резонанс в медицинском сообществе и околомедицинской общественности. В этом тексте она суммировала свои впечатления от пребывания в нескольких стационарах, где ее лечили сначала от гриппа, потом от гепатита, и описала связанные с госпитализацией бытовые проблемы, главные из которых — бездушие персонала и пренебрежительное отношение к ней как к пациенту. В возникшей дискуссии было несколько комментариев, которые сводились к тому, что, мол, что вы хотите от врачей и медсестер — пандемия на дворе.
Действительно, вот уже два года, как человечество вступило в схватку с новой инфекцией. Пандемия стала серьезным испытанием для медицинской науки, всей системы здравоохранения в разных странах мира. Однако я категорически не согласен, что пандемия может служить оправданием для того, чтобы сворачивать работу с «нековидными» пациентами и относиться к ним по остаточному принципу.
Семь лет назад, когда я начал заниматься медициной, создавая с нуля сеть диагностических центров, именно кардинальное изменение отношения к тем, кто нуждается в помощи, наряду с международным обменом знаниями было для меня одной из главных мотиваций. При этом нельзя противопоставлять частную медицину государству. Это сообщающиеся сосуды. Частная медицина берет на себя очень важную функцию, гибко реагируя на потребности общества. Она снимает часть нагрузки с бюджетных организаций, которые получают дополнительные возможности оказывать помощь нуждающимся. Таким образом, мы априори являемся партнером государства, совместно обеспечивая продолжительность и качество жизни.
Артур Клейнман — великий подвижник, чьи идеи оказали огромное влияние на современное здравоохранение, говорил: «На самом деле, все имеет значение». Качество жизни определяется не только физическими, но и социальными и эмоциональными факторами. В развитых странах медицинские учреждения являются основой социального обслуживания, ведь медики — это люди, с которыми взаимодействуем на протяжении всей жизни, от момента рождения до самой смерти. Поэтому я вижу для себя сверхзадачу в том, чтобы многофункциональные клиники стали социальным медиатором и экосистемой, которая будет не только предоставлять медицинские услуги, но оказывать разнообразную помощь населению, привлекая к этому волонтерские организации.
Фокусом медицины ХХI века стало не лечение болезни, а поддержание здоровья. Так как в современном мире здоровье для человека является важнейшей составляющей качества его жизни, расходы на медицину неуклонно растут. Согласно последнему рейтингу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля медицины в ВВП США составляет 17,1%, Швейцарии — 12,4%, Франции — 11,3%, Германии — 11,2%, Швеции — 11%, Японии — 10,9%, Канады — 10,6%, Австрии — 10,4%, Бельгии — 10,3%, Дании и Нидерландов — 10,1%, Великобритании — 9,6%. Россия в этом рейтинге, увы, занимает лишь 121-ю позицию с 5,3% ВВП. Между тем без высокого уровня медицинского обслуживания обеспечить рост ВВП невозможно — хотя бы потому, что для этого необходимо наличие трудоспособного населения. Инвестиции в медицину — как государственные, так и частные — являются залогом экономического здоровья страны и драйвером ее развития.
Медицина — это высокотехнологичная отрасль, которая обеспечивает рабочие места не только в самих лечебных учреждениях, но и в смежных отраслях, связанных с производством оборудования, фармацевтике и пр. Само по себе развитие медицинской инфраструктуры — строительство и ремонт больниц, их транспортное обслуживание, телекоммуникации — является синонимом развития экономики в целом. Кроме того, борьба за здоровье и жизнь людей двигает вперед медицинскую науку и образование, поднимая общий культурный и интеллектуальный потенциал.
Я разделяю концепцию Value Based Health Care (здравоохранение, основанное на ценностях), которая побуждает поставщиков медицинских услуг уделять внимание качеству оказываемых услуг, а не количеству. В рамках этой модели медицинские работники получают компенсацию в зависимости от состояния здоровья пациента. Нюта Федермессер в своем посте сформулировала золотое правило, которым должны руководствоваться медицинские работники: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Для этого необходимо взаимодействие с человеком как с субъектом для диалога и совместных усилий.
В этом процессе важен как тот, кто спасает, так и тот, кого спасают. Ключевое слово — достоинство, мы должны уважать личность и индивидуальные потребности каждого человека, который приходит со своими проблемами. Необходимо изменить подход, развивать гуманную медицину. Чтобы это был не диктат профессионала, а разговор двух равных субъектов. Необходимо, чтобы врач учитывал весь бэкграунд человека: с чем он пришел, какого он возраста, что у него происходит в семье. Наиболее успешные системы здравоохранения в мире работают именно по таким принципам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора