Поставщики алкоголя столкнулись с проблемами с выводом новых сортов перед Новым годом
Новые правила ЕГАИС, введенные с 1 ноября, вызвали сложности с выводом на рынок новых позиций пива и вина в предновогодний сезон. Производители и импортеры назвали причиной проблем новый формат представления уведомлений о начале оборота алкогольной продукции, Росалкогольрегулирование — ошибки самих компаний
Некоторые производители и импортеры алкоголя столкнулись со сложностями при выводе на рынок части продукции из-за новых правил Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Проблемы вызвал новый формат уведомлений о начале оборота алкогольной продукции, пишет РБК со ссылкой на представителей компаний, которые производят и импортируют вино и пиво. Они называют ситуацию критичной для новогоднего сезона продаж.
С 1 ноября производители и импортеры алкоголя, чтобы начать торговлю новой продукцией или внести изменения в документы об уже торгующейся, должны использовать два варианта действий — делать это либо через программу «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС либо через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Раньше документы и сведения вносились в Федеральный реестр алкогольной продукции на сайт Росалкогольрегулирования.
О сложностях работы с новыми системами подачи уведомлений изданию рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей пива (в нее входят российские подразделения AB InBev Efes, Carlsberg Group и Heineken) Вячеслав Мамонтов. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.) Ораз Дурдыев отметил, что стабильная работа ни одного из предложенных вариантов до сих пор не обеспечена, а сервис подачи уведомлений в прежнем порядке отключили. По словам Дурдыева, компании лишились не только альтернативного канала подачи сведений, но и возможности подготовки своих учетных записей для переноса их в новые системы.
Директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьев отметил, что новая система «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС вводилась с ограниченным функционалом. Для бизнеса это, по его словам, означает невозможность введения в оборот новых сортов, мест производства и подачи уточнений к существующим на рынке брендам продукции. Крупнейший производитель игристых вин «Абрау Дюрсо» не может вывести на рынок новые позиции из-за аналогичных проблем.
Один из федеральных ретейлеров также не смог ввести в ассортимент новинки и перевыпустить акцизные марки для части ассортимента. «Проблема осложняется тем, что сейчас высокий предновогодний сезон, и она становится критичной», — отметил собеседник издания. По его данным, объем продукции, которую невозможно поставить на полки уже исчисляется «миллионами рублей».
Представитель Росалкогольрегулирования сообщил, что система ЕГАИС работает в штатном режиме. «Мы отмечаем рост ошибок в подготовке уведомлений о начале оборота продукции в учетных программах на стороне участников рынка», — сказал он. Служба выпустила дополнительные разъяснения по заполнению уведомлений и готова оказывать консультативную поддержку по каждому конкретному случаю.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз напомнил, что новогодние каникулы — время самых высоких продаж алкоголя. С декабря по середину января, по его словам, спрос на алкогольные напитки выше на 20-25%, чем в другие месяцы. В праздники только игристых вин россияне покупают треть от годового объема продаж, добавил эксперт.