СМИ сообщили о резком снижении доступности зарубежных круизов для россиян в пандемию
Российским туристам осталось доступно только 15% от докризисного предложения морских круизов. Бизнес предупредил, что круизы внутри страны альтернативой зарубежным стать не могут, а спрос на них ограничивают минимальный выбор маршрутов и высокие цены
Российские туристы могут воспользоваться только 15% зарубежных морских круизных маршрутов от предложения 2019 года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса «Круиз.онлайн». По прогнозам компании, в 2022 году объем предложения на рынке морских круизов может восстановиться до 25% от докризисного уровня.
Если сейчас россияне в основном отправляются в круизы по Карибским островам, островам Греции и Персидскому заливу, то в следующем году к ним могут добавиться маршруты по Средиземному и Балтийскому морям и программы из городов Греции и Турции. В «Круиз.онлайн» прогнозируют, что спрос на морские круизы в 2022 году вырастет на треть относительно показателей 2021-го. «Люди продолжают откладывать международные морские путешествия из-за нестабильности эпидемиологической ситуации», — сказал директор «Круиз.онлайн» Денис Крейцберг.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отметила, что морские круизы в целом восстанавливаются хуже, чем весь рынок выездного туризма. Если общее количество организованных поездок за рубеж, по ее словам, в 2021 году будет примерно на 50% ниже значения 2019 года, то показатели круизного сегмента — в четыре раза хуже. Она связала такую ситуацию как с общими ограничениями из-за COVID-19, так и с дополнительными факторами (запреты на заходы в порты, организацию обслуживания и др.).
Денис Крейцберг добавил, что привыкшие ездить в зарубежные круизы клиенты концентрируются сейчас на аналогичном продукте внутри страны. Спрос на люксовые круизы по Черному и Азовским морям летом этого года вырос на 25% относительно 2019 года. «Под завязку ходили лайнеры «Князь Владимир» и «Мустай Карим», — сказал Крейцберг.
Заместитель гендиректора по развитию турфирмы «Водоходъ» Илья Суховольский сообщил, что «Мустай Карим» — единственное судно компании, работающее на морских направлениях, и спроса, который мог бы обеспечить его загрузку в море в течение пяти месяцев навигации, нет. По словам собеседника, интерес к морским путешествиям по стране остается сдержанным. «Во многом это связано с тем, что направления широко представлены в наземной программе», — добавил Суховольский.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин уточнил, что исторически внутри страны есть всего несколько морских маршрутов, а речных — около 300 вариантов. По его словам, это связано в том числе со сложностью организации туров в Крым — собственники судов выступают против маршрутов на полуостров, опасаясь санкций. Круизы из России в города Грузии и Турции часто сложно организовывать по политическим соображениям, а порт Абхазии просто устарел, рассказал Ромашкин. Арктические круизы, по словам главы «Дельфина», слишком дорогой эксклюзивный продукт, где каюта может стоить 4 млн рублей. Майя Ломидзе подтвердила, что альтернативы зарубежным морским круизам фактически нет.
В «Круиз.онлайн» отмечают, что рублевая стоимость туров не растет, а валютная — немного снизилась. В качестве примера в компании приводят двухнедельный круиз из Санкт-Петербурга в Финляндию и Данию. Программа на 2022 год продается по 148 150 рублей за человека, что на 3,8% дешевле аналогичного показателя 2019 года, тогда как стоимость расчетного курса евро за два года выросла на 15%.