Рабочие из приложения: как платформы меняют рынок труда для синих воротничков
Уже целый ряд профессий на наших глазах перешел в формат «платформенных решений» — теперь работа таксиста или курьера у большинства ассоциируется исключительно с мобильными приложениями и онлайн-заказом. Похоже, что через несколько лет нас не будет удивлять тот факт, что строителей и разнорабочих мы тоже станем заказывать в онлайн-приложениях.
Режим самозанятых очень быстро набрал популярность — в эту категорию могут переходить не только свободные художники, журналисты, репетиторы, но и представители рабочих специальностей. Причем зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого могут граждане соседних государств — Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. На сегодняшний день такой статус получили уже 3,1 млн человек, а к 2030 году, по прогнозам главы Минтруда Антона Котякова, их число может достигнуть 11 млн человек.
Добавим сюда 3,6 млн индивидуальных предпринимателей — и получим быстро растущий сектор работников, не привязанных ни к одной компании. C другой стороны, мы наблюдаем острый дефицит рабочих рук в стране. Как недавно писал Forbes, в таких отраслях, как строительство, транспорт, логистика, общепит и сфера услуг, наблюдается серьезная нехватка персонала. Именно это создает отличные условия для развития нового формата рынка труда — платформенной занятости.
Такой вид отношений между работодателем и сотрудником набирает популярность во всем мире. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля платформенной занятости в структуре глобального рынка труда пока что составляет порядка 3% от экономически активного населения (это около 85 млн человек), но уже к 2023 году ОЭСР прогнозирует увеличение этого показателя до 5%, то есть примерно до 150 млн человек.
Первые в очереди
Крупнейшие IТ-компании страны уже почувствовали эти изменения и быстро развивают сервисы по найму рабочих онлайн. «Сбер» купил платформу Rabota.ru, Avito приобрел сервис GigAnt, крупнейшая платформа по предоставлению услуг YouDo создала совместное предприятие с HeadHunter. Над чем они сейчас работают?
Уберизация на рынке синих воротничков выглядит так: соискатель, кассир или рабочий на стройке проходит один раз собеседование у сотрудника онлайн-платформы и предоставляет все документы (медицинская книжка, справка об отсутствии судимости и т. д.). Работодатель размещает заказ на платформе — например, на завтра ему нужно 25 кассиров в супермаркет к 9 часам утра. Работники видят заказ на платформе, соглашаются с условиями, приходят и заступают на смену. При этом они все являются самозанятыми, а значит, не связаны трудовыми отношениями с компанией. Работодатель перечисляет их зарплату на счет платформы, а та отправляет деньги работнику — за вычетом своей комиссии.
Компании экономят на выплатах с зарплаты и могут быстро набрать требуемое количество работников массовых специальностей. При этом отмирают целые сектора посреднического бизнеса: аутстаффинговые компании, специализировавшиеся на поставках неквалифицированных сотрудников, трудовые агентства, набирающие людей в странах СНГ, продавцы липовых медкнижек и разных справок.
Сотрудники получают постоянную занятость в своей профессии, даже если она предусматривает сдельный или вахтовый метод работы. Работодатель больше не может их «кинуть», просрочить выплату на недели или заплатить меньше — за исполнением обязательств следит платформа. Она же рассчитывает и следит за выплатой необходимых налогов — данные отправляют напрямую в ФНС.
Стройка на платформе
Такую систему уже массово внедряют крупные ретейлеры. А скоро этот механизм возьмут на вооружение и девелоперы. Именно здесь исторически задействована большая часть трудовых мигрантов. И здесь же обращается большая часть нелегальной наличности, идущей на оплату труда.
Застройщики зачастую сами страдают от недобросовестного поведения своих подрядчиков по отношению к нанятым рабочим. Люди на стройке не имеют никаких прав — их кидают, да и они сами могут все бросить и уйти с объекта, найдя более выгодную работу, или стать курьером или водителем (в этих сферах уже действуют цифровые законы и выплачивается белая зарплата).
Что же приносят на этот рынок новые платформенные решения по найму персонала? Застройщик получает возможность напрямую работать со строительными бригадами, нанимать необходимое количество сотрудников на объекты и через платформу оплачивать их работу — при отсутствии для себя налоговых рисков и необходимости использовать генподрядчика. Это существенно снижает стоимость строительства, а также снимает с девелопера головную боль подбора и согласования многочисленных подрядчиков — вся стандартизированная работа уходит в отношения застройщика и платформы.
Новый налоговый режим, который сейчас разрабатывает ФНС, еще сильнее упростит работу в таком формате. Речь идет о том, что и ИП со штатом до пяти человек, и самозанятые получат возможность перечислять в бюджет 8% с оборота или 20% с прибыли — фактически на этом их обязательства перед государством считаются исполненными. Они будут освобождены от уплаты страховых взносов, ведения расчетов и собственной бухгалтерии — все будет делаться автоматически на стороне налоговой службы. Понятно, что такие правила работы сможет освоить практически любой человек с минимальным уровнем образования.
Понимая все выгоды, застройщики уже сами принялись создавать подобные платформы. Крупнейшая строительная компания ПИК запустила «ПИК.Про», O1 Properties инвестировала в платформу для строительных профессий «Точно», скорее всего, в течение ближайшего года мы увидим запуск еще нескольких похожих проектов.
Проблемы и риски
Будет правильно показать и серьезные проблемы, которые возникают при этом у самозанятых и работодателей. Главная из них — это практически полное отсутствие на сегодняшний день социальных гарантий. У платформенного сотрудника нет медицинской страховки, оплачиваемого отпуска (обычного или декретного), больничного. Все эти расходы и риски он должен покрывать самостоятельно. И хотя зарплата на платформе, как правило, больше, чем при обычном трудоустройстве, получается, что с учетом дополнительных трат выгоды не очевидны.
Кроме того, у самозанятых могут быть проблемы с будущей пенсией. На них не распространяется система начисления пенсионных баллов и трудового стажа, и по достижении преклонного возраста им будет выплачиваться минимальная социальная пенсия, равная прожиточному минимуму пенсионера. Можно, конечно, делать добровольные отчисления, но почти никто этим не занимается — деньги всегда нужнее сегодня.
Понятно, что в будущем это может привести к серьезным социальным проблемам. Кто их будет решать? Явно не работодатели. Ведь компании пользуются услугами платформ как раз для того, чтобы сбросить с себя бремя соцгарантий. Платформы также не спешат брать их на себя, ведь дополнительные расходы придется перекладывать на потребителей, что приведет к росту цен. Так что вопрос пока остается открытым.
Есть и другие риски. Уже сейчас налоговики говорят о появлении недобросовестных площадок, с помощью которых крупные компании могут уклоняться от уплаты налогов. Смысл работы таких псевдоплатформ состоит лишь в том, чтобы вывести уже действующих сотрудников за штат и сделать их самозанятыми. Так можно существенно сэкономить на налогах с зарплаты, и ФНС это отлично понимает.
Наконец, платформы и работающие на них самозанятые сейчас практически лишены возможности работать с госучреждениями и участвовать в их закупках. Крупные квазигосударственные компании также не спешат заключать с ними контракты. А в российских реалиях это означает отсутствие доступа к львиной доле рынка.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора