Аналитики оценили возможности авиакомпаний России компенсировать убытки от пандемии
Российские пассажирские авиакомпании компенсируют убытки, полученные из-за пандемии коронавируса, не ранее 2024 года, прогнозируют в агентстве «Национальные кредитные рейтинги». Для компенсации убытков авиакомпаниям необходимо восстановить пассажиропоток от международных авиаперевозок, считают аналитики
Российские авиакомпании компенсируют убытки, полученные из-за пандемии коронавируса, не ранее 2024 года, передает РБК со ссылкой на комментарий рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Аналитики связали такой долгий срок восстановления отрасли пассажирских авиаперевозок с медленным возобновлением международных полетов.
По словам аналитика группы корпоративных рейтингов НКР Лии Баймухаметовой, для компенсации убытков авиакомпаниям необходимо восстановить пассажиропоток от международных авиаперевозок. По ее оценке, они наиболее маржинальны по сравнению с внутренними перевозками по соотношению затрат и выручки. В частности, билеты бизнес-класса на трансатлантических перелетах одни из самых дорогих.
По данным Роавиации, в допандемийном 2019 году пассажирооборот авиакомпаний России составил 323 млрд пассажиро-километров, 57% из них пришлось на международные перевозки. В 2020 году на фоне локдаунов показатель упал на 52,5%, до 153 млрд п-км, на международные линии пришлось лишь 31%. По прогнозу аналитиков, по итогам этого года пассажирские авиаперевозки вырастут на 45-50% год к году, но преимущественно за счет внутреннего трафика.
По итогам 2019 года доналоговая прибыль пассажирских авиакомпаний составила 25 млрд рублей, а в 2020 году перевозчики получили убыток почти на 147 млрд рублей, напомнила Баймухаметова, сославшись на данные Минтранса. «Достаточными для компенсации убытков мы считаем уровни 2019 года», — сказала она. Восстановление на высокомаржинальных международных направлениях к 2022 году маловероятно из-за сохраняющихся карантинных мер, сокращения числа бизнес-поездок, снижения доходов населения, роста цен на авиабилеты, отмечается в исследовании НКР.
Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сказал «Ведомостям», что пассажирские перевозки в мире ограничиваются локдаунами, которые закрыли границы, и экономическими сложностями, которые разорвали кооперационные цепочки, сократили платежеспособный спрос на перевозки. Первый фактор, по его словам, считался относительно краткосрочным, но его влияние еще существенно, а второй на фоне первого малозаметен, но его влияние будет «более длительным». Внутренние перевозки, по его словам, стали драйвером восстановления для российских авиакомпаний. В сентябре, по предварительным данным Росавиации, перевозки восстановились на 96% от докризисного уровня, отметил Пантелеев: «Конечно, это произошло за счет внутренних линий».