Агрегаторы такси вслед за сервисами доставки еды начали вводить сервисный сбор
Агрегаторы такси и сервисы доставки еды начали вводить сборы, оплачиваемые пользователями. Такой сбор появился, например, у «Ситимобила», ранее его ввели Delivery Club и «Яндекс.Еда». Компании стали требовать доплаты у потребителей для улучшения своей экономики и выхода на прибыльность, объясняют эксперты
Агрегаторы такси вслед за сервисами доставки еды начали вводить сервисные сборы с каждого заказа. Сначала такой сбор появился у Delivery Club и «Яндекс.Еды», теперь его внедряет «Ситимобил», выяснил «Коммерсантъ». Компаниям потребовались доплаты потребителей для улучшения экономики и выхода на прибыльность, считают эксперты.
«Ситимобил» разослал партнерам письмо, где уведомил их о введении сервисного сбора с каждого заказа. В пресс-службе компании сообщили, что его размер составит от 1 до 4,5 рубля. В агрегаторе добавили, что это «необходимое решение в условиях роста нагрузки на всю инфраструктуру», а средства от сбора будут направлены на развитие сервиса. По словам представителя компании, фиксированная сумма сбора позволит уменьшить его размер в сравнении со сбором в виде процента от стоимости поездки. Списывать сервисный сбор «Ситимобил» будет с таксопарков, а не с потребителей, уточнил Forbes представитель сервиса.
«Это не отразится на доходах непосредственно водителей», — уточнили в компании. Там отметили, что такой сбор есть как у зарубежных сервисов, например Lyft и Uber, так и у «Яндекс Go». По собственным данным, во втором квартале через «Ситимобил» было совершено более 50 млн поездок. Из этого следует, что только за три месяца поступления агрегатора от сервисного сбора могут составлять 50–225 млн рублей.
«Ситимобил» (входит в СП Сбербанка и VK) вместе с «Яндекс.Такси» — одни из крупнейших участников рынка агрегаторов такси. По итогам 2021 года, по оценкам HSBC, этот рынок составит 866 млрд рублей. Оборот «Яндекс.Такси» во втором квартале этого года во всех странах присутствия составил 134,9 млрд рублей, у «Ситимобила» — 15,4 млрд рублей за тот же период.
Основной доход агрегаторы такси получают в основном за счет комиссии. В «Яндекс.Такси» сообщили, что сбора с пользователей у них нет. Компания взимает «плату за программное обеспечение» с каждого заказа с таксопарков. Размер комиссии у агрегатора отличается в зависимости от региона и тарифа и в среднем составляет около 20% от стоимости поездки. Эффективная комиссия (то есть то, что зарабатывает «Яндекс.Такси») вдвое ниже, так как компания направляет полученные средства и на субсидии водителям, отметили там.
Комиссии в «Ситимобиле» тоже вариативны и составляют от 10–20% после вычета НДС, а эффективная комиссия — вдвое меньше. В DiDi (китайская компания) сообщили, что у них нет никаких сборов, кроме комиссии в размере от 9,5% до 18%.
Сервисный сбор в этом году появился у крупнейших сервисов доставки готовой еды и продуктов — «Яндекс.Еды» (29 рублей за заказ) и Delivery Club (от 1 до 29 рублей). «Это общемировая практика для многих сервисов, оказывающих услуги. Например, он взимается при бронировании авиабилетов или гостиниц», — пояснили в пресс-службе «Яндекса».
Старший аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов напомнил, что сервисы заказа такси и еды исторически активно субсидировали своих партнеров и направляли существенные средства на продвижение. «Поэтому сейчас за счет введения новых сборов идет адаптация к более экономически оправданной модели», — сказал он. По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, стимулировать компании на такие шаги могут их инвесторы, ориентирующиеся на практики похожих сервисов.
Глава комитета по вопросам пассажирских перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко добавил, что важно донести до водителей, что деньги берутся не с них, а с пользователей сервиса. По его словам, для последних сбор пройдет незамеченным, а вот водители реагируют на любые повышения болезненно. Коношенко сказал, что сейчас водители такси, сотрудничающие с агрегаторами, начали «зарабатывать нормально». По его оценке, рост заработков подстегнули повышение тарифов, например со стороны «Яндекс.Такси», и нехватка водителей.