К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Счетная палата узнала о замене минеральной воды на водопроводную в санаториях Кавказа


Госкомпания «Кавминкурортресурсы» — крупнейший недропользователь Кавказских Минеральных Вод — неэффективно использует запасы целебной воды и лечебной грязи. Счетная палата выяснила, что в некоторых случаях она продавала воду себе в убыток, а санатории заменяли минеральную воду в ваннах на водопроводную

Природные достояния Кавказа — минеральные воды и лечебные грязи — используются неэффективно: к такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки госкомпании «Кавминкурортресурсы». В ходе нее выяснилось, что потери источников превышают продажи минводы, а в санаториях минеральную воду в ваннах заменяют на водопроводную, пишет РБК со ссылкой на доклад Счетной палаты. .

«Кавминкурортресурсы» — основной недропользователь Кавказских Минеральных Вод. Этот регион в Ставропольском крае включает крупные и известные курорты — Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и расположенные там месторождения минеральных вод и лечебной грязи. Госкомпании также принадлежит 25% производителя «Ессентуков» — ООО «Холдинг Аква». Счетная палата провела проверку с декабря 2020 года по сентябрь 2021-го. Неэффективное использование лечебных природных факторов Кавминвод «не способствует достижению национальной цели развития Российской Федерации по сохранению населения, здоровья и благополучия людей», — говорится в докладе по итогам проверки.

В 2020 году «Кавминкурортресурсы» заключили соглашение о консолидации активов СП «Холдинг Аква» с новым частным инвестором, указывает Счетная палата. По этому договору под госконтролем остается добыча минеральной воды, а разливать и продавать воду будет частный инвестор. Для «Кавминкурортресурсов» экономически целесообразнее было бы развивать самостоятельный розлив воды, отметили проверяющие. 

 

Основной акционер «Кавминкурортресурсов» — государство: 51% акций принадлежит Росимуществу, оставшиеся 49% у Федерации независимых профсоюзов России. С 2014 года компанией управляло АО «Корпорация развития Северного Кавказа»,  с апреля 2021-го — АО «Курорты Северного Кавказа». Выручка компании по РСБУ за 2020 год — 238,2 млн рублей, чистая прибыль — 64,9 млн рублей.

Почти 97% выручки «Кавминкурортресурсы» получают от продажи непереработанного сырья — минеральной воды (более 90% доходов) и лечебной грязи (7-8%) озера Тамбукан. Главные покупатели минеральной воды — курорты и санатории: в 2020 году «Кавминкурортресурсы» поставили в санаторно-курортные учреждения около 67% всей продукции (194 800 куб. м). Еще 32% минеральной воды было реализовано заводам по розливу и менее 1% — транспортным компаниям, которые поставляют воду в санатории и бюветы.

 

Проверка показала, что разведанные и оцененные запасы минеральной воды у «Кавминкурортресурсов» составляют более 42% от общих в регионе, а лечебных грязей — более 43%. Но месторождения лечебных грязей освоены менее чем на 1%, а минеральной воды — примерно на 15%. Контроль за учетом добываемых подземных вод при разработке месторождений недостаточный, что, по мнению аудитора Сергея Мамедова, создает риски добычи минеральной воды сверх установленного уровня и занижения налоговой базы при расчете налога на добычу полезных ископаемых.

В 2019 году на курортах Кавказских Минеральных Вод, по данным туристского информационного центра Ставропольского края, отдохнули на 11% больше туристов, чем годом ранее, — всего 1,2 млн человек (для сравнения, Сочи тогда посетили 6,2 млн туристов). В 2020 году из-за пандемии турпоток в Кавминводах ожидаемо упал — до 460 000 человек. В этом году туристический трафик восстанавливается.

Поставки минеральной воды и лечебной грязи в санаторно-курортные учреждения при этом не растут, а снижаются. Количество договоров на поставку минеральной воды в 2021 году снизилось по сравнению с 2019 годом почти на 35% (в денежном выражении падение составило 75%, до 92,9 млн рублей), приводит Счетная палата данные «Кавминкурортресурсов». Снижение спроса Счетная палата  связала с тем, что многие санатории и пансионаты широко используют так называемые заменители.

 

«Вместо ванн с минеральной водой гостям и жителям Кавминвод отпускаются ванны с водопроводной водой, в которую добавляются различные средства, не обладающие достаточными лечебными и профилактическими свойствами», — отмечается в докладе. Аналогичная ситуация сложилась и с поставками в санатории лечебной грязи из озера Тамбукан: на начало 2021 года они снизились в пять раз по сравнению с периодом 1988–1990 годов.

Из-за снижения спроса потери минеральной воды от самоизливающихся источников значительно превысили объемы продаж. Так, на курорте Пятигорск закрыто большинство бальнеологических комплексов, а минеральная вода из самоизливающихся источников «разгружается на поверхность». «Местное население и гости города принимают неорганизованные «народные ванны» на южном склоне горы Машук», — говорится в докладе. Изменить ситуацию возможно за счет строительства терм — такой проект предусмотрен стратегией «Кавминкурортресурсов», но не реализован. Причина в том, что подходящая для создания термального комплекса площадка на Железноводском месторождении расположена в первой зоне санитарной охраны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+