Онлайн-агрегаторов могут вынудить работать только с предпринимателями и самозанятыми
Центр стратегических разработок предложил запретить онлайн-платформам работать с физическими лицами по договорам гражданско-правового характера без получения ими статуса самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Это должно обелить рынок платформенной занятости, считают в центре
Центр стратегических разработок (ЦСР) предложил оставить для онлайн-платформ в России только три формы прямых трудовых отношений с физическими лицами: договоры с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми и трудовые договоры. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию ЦСР.
Она была представлена на первом заседании рабочей группы по регулированию платформенной занятости. В заседании участвовали представители Федеральной налоговой службы (ФНС), сервисов «Яндекса», Mail.ru Group и других владельцев маркетплейсов и агрегаторов. Подлинность презентации газете подтвердили два участника рабочей группы. ЦСР предложил ввести отдельное регулирование занятости на онлайн-платформах, которые являются посредниками между исполнителями работ и клиентами — агрегаторах такси и заказа услуг, сервисах доставки еды и товаров, маркетплейсах и образовательных проектах.
По оценке ЦСР, для онлайн-платформ в России надо исключить заключения договоров гражданско-правового характера (ГПХ), это снизит заинтересованность онлайн-платформ и физических лиц в серых выплатах. Режим налога на профессиональный доход для самозанятых или спецрежимы для ИП, по мнению авторов презентации, более привлекательны, чем НДФЛ и страховые взносы с доходов физического лица в общей системе налогообложения. По данным центра, около 9% исполнителей, сотрудничающих с онлайн-платформами, работают по договору ГПХ как физические лица, 55% зарегистрированы как самозанятые, 33% работают по официальному трудовому договору, оставшиеся 5% зарегистрированы как ИП.
ЦСР также предложил законодательно установить обязательную систему информационного обмена между платформами и ФНС. Так, предусматривается, что компании-посредники (курьерские службы, таксопарки и др.) должны передавать данные о режиме налогообложения каждого платформенного занятого в адрес онлайн-платформ, а те в свою очередь должны передавать данные в ФНС. Центр полагает необходимым законодательно установить обязанность агрегатора отказываться от сотрудничества с занятыми и посредниками «при обнаружении свидетельств отсутствия официально оформленных отношений посредника с платформенным занятым или иных свидетельств потенциальной неуплаты налогов». Это повысит прозрачность рынка услуг и повысит собираемость налогов с доходов занятых, считают в центре.
В пресс-службе ФНС на запрос газеты не ответили. В Минэкономразвития (министр Максим Решетников — председатель совета ЦСР) от комментариев отказались. В пресс-службе Минтруда, который участвует в обсуждении регулирования платформенной занятости, сообщили, что сейчас важно обеспечить «поддержку гражданам в сложные периоды». «С другой стороны, с учетом общего тренда на развитие платформенной занятости Минтруд считает принципиально важным создание таких условий, которые бы не препятствовали развитию такой формы правоотношений», — отметили в министерстве.
Вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова рассказала, что центр вынес на обсуждение ряд идей по обелению платформенной занятости, в том числе предложение о возможности со стороны платформ привлекать напрямую только самозанятых, ИП, а также физических лиц с трудовыми договорами. Эти предложения не коснутся таксопарков и относятся к регулированию непосредственно онлайн-платформ, уточнила Папченкова.
Из презентации ЦСР следует, что для 49% водителей такси платформенная занятость является единственным источником дохода. 40% водителей она обеспечивает более 50% дохода и лишь для 11% водителей это менее 50% дохода. По мере развития рынка и усиления конкуренции между отечественными и международными платформами ситуация будет меняться в сторону ужесточения разных норм, отметила доцент факультета мировой экономики и мировой политики, замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. При этом запреты «без очевидных плюсов для бизнеса» могут породить «другую форму неформальных отношений», добавила Синявская.
Представитель «Ситимобила» отметил, что «запрет на одну из форм сотрудничества платформы и исполнителя может негативно сказаться как на развитии самой компании, так и на отрасли в целом». При этом он отметил, что запрет не коснется компании: она не работает с физическими лицами по ГПХ, так как лицензию на перевозку пассажиров может получить либо ИП, либо юридическое лицо. Представитель Wildberries сообщил, что в компании «открыты к диалогу с ведомствами и экспертами, готовы вносить свои предложения для повышения эффективности формата трудовой занятости». В пресс-службе Ozon уточнили, что маркетплейс работает по платформенной модели, сотрудничает с ООО, ИП и с недавнего времени с самозанятыми. Это относится как к продавцам маркетплейса, так и к курьерской службе.