$385 млрд скрытых долгов: как Китай загнал бедные страны в долговую ловушку
Лаборатория AidData, находящаяся в американском Колледже Вильгельма и Марии, проанализировала в общей сложности 13 427 девелоперских проектов в 165 странах за 18 лет. Все эти проекты — часть китайской международной инициативы «Один пояс и один путь», и сумма «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд. Эти долги не учтены международными рейтинговыми агентствами, исследовательскими институтами и межправительственными организациями, при этом для 42 стран такие кредитные обязательства перед Китаем уже превышают 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для стран с низким и средним уровнем дохода составляет порядка 6% ВВП.
Исполнительный директор лаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times сказал, что большая часть этих долгов не фигурирует в государственных балансовых отчетах развивающихся стран и даже сами правительства могут не знать точную сумму долгов, которые им придется обслуживать в будущем.
Что представляет собой инициатива «Один пояс и один путь»
Изначально целями проекта Си Цзиньпина были интеграция экономики КНР в мировую экосистему с помощью выработки новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического процветания вовлеченных стран, укрепление культурных обменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию. Среди важных инфраструктурных задач проекта — строительство морского и сухопутного коридоров между Китаем и странами Европы и Африки, а также расширение экономических связей.
В рамках инициативы было создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, университетский Альянс нового Шелкового пути, Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристический союз городов.
Однако некоторое время назад аналитики начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в результате этого проекта легла на плечи таких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. По данным исследования Financial Times 2018 года, среди государств, выбранных Китаем для сотрудничества в проекте, большинство демонстрирует высокую степень экономических рисков по рейтингам ОЭСР и кредитных агентств. Для многих из них высока степень риска дефолта.
Разумеется, представители КНР заявляют об исключительных результатах программы. За 2017-2019 годы были построены мост дружбы Китая — Мальты на Мальте, железная дорога Аддис-Абеба — Джибути, портовой терминал Абу-Даби в ОАЭ и портовой терминал Куантан в Малайзии, первый блок генераторов крупнейшей ГЭС Пакистана. В 2020 году объем торговли между Китаем и странами «Пояса и пути» составил $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема внешней торговли Китая.
Глава AidData Бред Паркс в интервью Reuters отметил, что при более близком рассмотрении результаты выглядят не так радужно: «Все большее число политиков в странах с низким и средним уровнем доходов консервирует крупные проекты «Пояса и пути» из-за завышенных цен, коррупции и проблем устойчивости долга».
Откуда взялись долги
В последние 20 лет Китай активно финансировал проекты в развивающихся странах и занял доминирующее положение в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай тратит на международные проекты экономического развития вдвое больше, чем США и другие крупные страны, — порядка $85 млрд в год.
За время действия проекта «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в строительство дорог, мостов, портов и больниц в 163 странах Африки и Центральной Азии, и почти 70% этой суммы было выдано госбанкам и совместным предприятиям стран в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные страны уже были избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать новые долги официально, говорит Паркс.
То есть финансирование, как правило, поступает не в форме безвозмездных субсидий, а в форме займов, причем в последние годы соотношение займов к субсидиям увеличилось. Как пишет CNBC, на каждый грант, выданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.
А что с долгом России?
Из отчета AidData следует, что Россия — самый крупный из заемщиков Китая с долгом $125 млрд. «Про другие страны не берусь судить, но в отношении России цифра $125 млрд кажется завышенной, — говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все известные нам кредиты от Китая под проекты, общая сумма выходит примерно вдвое меньше».
Россия плотно сотрудничает с Китаем в рамках инициативы «Один пояс и один путь». В июле 2017 года Россия и Китай договорились о создании «Полярного Шелкового пути», а в июне 2018-го было подписано соглашение между Внешэкономбанком и Банком развития Китая о кредитах на $9,5 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в Арктике. Через год было достигнуто соглашение с китайским «Морским Шелковым путем». В результате сделки китайская нефтяная компания CNPC приобрела 20% акций завода СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пути стал владельцем еще 9,9% его акций. В 2019 году Владимир Путин говорил о возможном соединение Севморпути с китайским «Морским шелковым путем». Правда, в прошлом году стали говорить о сокращении сотрудничества России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со стороны российских властей зазвучали призывы создать российскую альтернативу и Шелковому пути, и перевозкам по Суэцкому каналу.
Чем это грозит
Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загоняет бедные страны в долговую ловушку. Как пишет Financial Times, аналитики опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе активы стран, которые не смогут расплатиться по долгам. Критики возражают, что эти опасения преувеличены и скорее отражают общую тревогу о растущем влиянии Китая в мире. Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года показало, что за период с 2000 по 2019 год Китай аннулировал в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд были реструктурированы или рефинансированы. Ни один актив Китай себе не забрал.
Однако Бред Паркс обращает внимание на то, что 44% всего кредитного портфеля КНР обеспечено залогами, и если ставки будут высоки, Китай этим может воспользоваться. Также Китай увеличил объем предоставления кредитов странам, богатым природными ресурсами. Эти ссуды обеспечиваются под будущие поступления от экспорта сырьевых товаров и имеют относительно высокие процентные ставки (около 6%).
Сотрудник экономического факультета МГУ, китаист Раиса Епихина говорит, что Китай действительно вливает огромные суммы в проекты развития и ему это делать проще, чем международным организациям.«Но надо помнить, — отмечает она, — что эти проекты нужны и Китаю, и странам реципиентам. Китаю — для формирования новых рынков сбыта своей машино-технической продукции, а развивающимся странам объективно нужно строить инфраструктуру. Однозначно говорить о том, что Китай здесь действует исключительно в своих интересах, закабаляя страны глобального юга, некорректно».
Авторы исследования AidData обращают также внимание на то, что 35% портфеля инфраструктурных проектов «Пояса и пути» столкнулись с серьезными проблемами реализации, такими как коррупционные скандалы, трудовые правонарушения и т.д. В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом.