Аналитики оценили стоимость выхода иностранцев на российский рынок такси
Чтобы занять хотя бы 10% российского рынка такси, иностранным агрегаторам придется потратить от 20 млрд до 30 млрд рублей, подсчитали аналитики HSBC. Игроки и эксперты считают, что в таких условиях зарубежным компаниям невыгодно выходить в Россию
Для выхода на российский рынок такси зарубежным компаниям придется потратить от 20 млрд до 30 млрд рублей, говорится в исследовании HSBC, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
При этом такие инвестиции позволят получить лишь 10% рынка, отметили аналитики. Весь рынок такси в России по итогам 2021 года они оценивают в 866 млрд рублей, ожидая рост на 6% в годовом выражении. К 2025 году этот показатель достигнет 1,06 трлн рублей, считают эксперты.
Большая часть такси в России заказывается через агрегаторы, на них приходится 60% от всех заказов. Лидером рынка выступает «Яндекс.Такси», чья доля в целом составляет 40%, а среди агрегаторов — 67%, говорится в исследовании. При этом в отличие от других стран на российском рынке «не сложилась дуополия и на место второго игрока претендуют «Ситимобил», «Максим» и другие», отметили аналитики.
Сейчас в России работает только один крупный зарубежный агрегатор такси — китайский DiDi. Сервис работает в 36 городах России, а в течение 2021 года планирует начать работать в ста городах, писал ранее Forbes. В марте 2021 года DiDi сообщил, что к сервису уже подключено более 116 000 водителей из 4000 таксопарков, им воспользовались более 2 млн пассажиров.
Ранее «Национальный совет такси» пожаловался на Didi президенту Владимиру Путину, отметив, что приложение, которое установлено в том числе у госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, собирает персональные данные, а это может ослабить безопасность страны. 24 сентября Минтранс представил законопроект, призванный ограничить зарубежные агрегаторы на территории России. Их, в частности, могут обязать открывать филиалы в регионах, согласовывать условия работы с правительством и отчитываться о количестве водителей.
Высокая конкуренция и возможные изменения в законодательстве делают выход иностранных сервисов такси на российский рынок нецелесообразным, отметил в разговоре с «Коммерсантом» гендиректор «Ситимобил» Виталий Бедарев. С ним согласился аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Условная доля в 10% вряд ли позволит добиться прибыльности. Наверняка потенциальный участник рынка будет рассчитывать на большую долю, но на это потребуется больше инвестиций», — отметил эксперт.
Он добавил, что четкой выигрышной стратегии сейчас нет и у работающего в России DiDi: компании нужно выходить в Москву и Санкт-Петербург, но это требует огромных вложений, а развитие исключительно в регионах увеличит рентабельность только в долгосрочной перспективе.