Глава Минэкономразвития назвал рост цены газа последствием «низкоуглеродной повестки»
Резкое подорожание газа в Европе — результат «форсированного перехода к низкоуглеродной повестке», заявил глава Минэкономразвития Решетников. По его словам, многие страны с готовностью отказываются от угля и других источников энергии, не имея ответа на вопрос, кто за это «будет платить»
Существенное подорожание газа в Европе — последствие «форсированного перехода» к низкоуглеродному развитию и, в частности, отказа от использования угля. Об этом в четверг заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников, выступая на заседании президиума РАН.
«То, что мы сейчас видим на европейском рынке в плане цены на газ, — мы тоже должны понимать, что это как раз последствия вот этого форсированного энергоперехода. Последствия форсированного закрытия угольной генерации, которая всегда являлась альтернативой и сдерживала при высоких ценах потребление газа. Вот этот форсированный уход чреват такими рисками», — отметил министр (цитата по «Интерфаксу»).
Решетников добавил, что Россия должна «все эти риски взвешивать, чтобы форсированный переход к низкоуглеродной повестке не привел к возникновению дополнительной инфляции». «Наших коллег из других стран мы тоже призываем очень внимательно считать все экономические последствия, потому что в конечном итоге мировая экономика едина», — подчеркнул глава Минэкономразвития.
При этом он отметил, что в других странах «достаточно легко <...> относятся к объявлению года углеродной нейтральности», хотя не имеют четкого представления о цене таких изменений. «На вопрос: что вы будете делать с удорожанием того же металла от 20% до 40% в случае перехода на водородный метод его получения и как это повлияет на экспорт продукции из вашей страны, ответов четких мы не получаем. Равно как не получаем ответов: кто будет платить за отказ от угля и так далее», — заявил Решетников.
Ранее, в сентябре, биржевые цены на газ в Европе приблизились к $1000 за 1000 куб. м, тогда как еще около года назад держались рядом с отметкой $100, пишет «Интерфакс». Особенно резкий скачок цен аналитики заметили в понедельник, 20 сентября. Эксперт Saxo Bank Оле Хансен в разговоре с Bloomberg тогда отметил, что на стоимости мог сказаться отказ «Газпрома» бронировать дополнительные мощности для транзита газа в Европу через Украину.
На прошлой неделе более 40 депутатов Европарламента призвали расследовать «возможное манипулирование рынком» со стороны «Газпрома» из-за резкого удорожания газа. Политики заподозрили компанию в попытке использовать цены для давления на Европу и ускорения сертификации газопровода «Северный поток — 2».
Аналогичное предположение позднее высказал старший советник Госдепартамента США по энергетической безопасности Амос Хохштейн. Он отметил, что поставки российского газа «необъяснимо низкие», а новость о том, что «Газпром» отказался бронировать дополнительные мощности, только «усиливает обеспокоенность». Советник предположил, что российская сторона сознательно занижает поставки, чтобы ускорить запуск «Северного потока — 2». Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что Россия сможет увеличить поставки газа, как только Германия и ЕС одобрят запуск трубопровода.
Песков ответил на обвинение Хохштейна, заявив, что Россия «на 100% и даже больше» выполняет свои обязательства и даже «близка к историческому максимуму» по поставкам газа в Европу. При этом Международное энергетическое агентство ранее отмечало, что, хотя российская сторона выполняет обязательства по долгосрочным контрактам с европейскими контрагентами, она поставляет меньше газа, чем до пандемии коронавируса.