Продукция павильонов «Московские ярмарки» будет продаваться онлайн
Фермерские хозяйства, ведущие торговлю в круглогодичных павильонах «Московские ярмарки» смогут продавать свою продукцию на маркетплейсе Россельхозбанка (РСХБ) «Свое Родное», рассказала Forbes Елена Батурова, директор Центра развития финансовых технологий РСХБ. Информацию подтвердил представитель ГБУ «Московские ярмарки».
Онлайн платформа «Свое Родное» — специализированный маркетплейс фермерской продукции и магазин агротуров. Работает с октября 2020 года. Маркетплейс и приложение объединяет свыше 6000 фермерских хозяйств и более 35 000 товаров из 70 регионов России. Сервис предлагает рыбу и морепродукты, молоко и яйца, овощи и фрукты, сыры, диетические товары, масло и консервы — всего около 20 товарных категорий. Фермеры-продавцы получат возможность бесплатно создать витрину на маркетплейсе, платформа поможет с рекламой и продвижением продукции.
За возможность подключения оплаты картой (эквайринг) фермер будет платить Россельхозбанку до 2,5% с оборота по расчетному счету. Доставка заказа покупателю будет осуществляться курьерами за счет покупателя.
ГБУ «Московские ярмарки» с 2012 года курирует ярмарки и фестивали в столице, такие как «Путешествие в Рождество», «Золотая Осень», «Московская Масленица» и другие, а также деятельность районных ярмарок выходного дня и стационарных рыночных павильонов. До конца года к онлайн платформе подключат около 20 из 54 ярмарочных комплексов, первыми будут объекты, расположенные в ЮЗАО, САО и ЦАО. Остальные смогут присоединяться в течении 2022 года, обещает Батурова.
Малый бизнес идет на маркетплейсы
Маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж в 2020 году для малого и среднего бизнеса, говорится в исследовании Data Insight «Селлеры на российских маркетплейсах». 89% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 55%, отмечается в исследовании. Около половины продавцов (41%) считают маркетплейсы основным каналом продаж, 14% — единственным, 31% рассматривают онлайн-площадки в качестве дополнения к другим каналам, а 13% — как эксперимент.
Сегодня продажи сельскохозяйственной продукции с коротким сроком хранения (молочные изделия, мяса, рыбы, овощей, фруктов, ягод) через онлайн-каналы составляет 1-2%, оценил ранее РСХБ. Но уже к 2025 году через интернет-платформы будет продаваться до 10% такой продукции. Количество фермеров, по прогнозу РСХБ, в ближайшие годы будет расти. Если в 2000 году доля фермеров в общем объеме производства сельхозпродукции составляла 3%, то к 2020 году она достигла 14%. По прогнозам специалистов банка, в ближайшие пять лет доля фермеров увеличится до 18-20%.
Рынки увидели выгоду
Торговать через маркетплейсы производителям выгодно. Из-за пандемии трафик в стационарных павильонах упал, считает гендиректор «INFOLine-аналитика» Михаил Бурмистров, а маркетплейсы — это наиболее эффективный канал в онлайне, так как они являются лидерами по объему трафика и предоставляют гибкие возможности по управлению ассортиментом, ценообразованием и доставкой (как через склад маркетплейса, так и напрямую со склада поставщика, в том числе в режиме экспресс-доставки).
Рынки и ярмарки не хотят упускать возможностей увеличить трафик таким образом, говорит Бурмистров. Wildberries в июне этого года договорился о сотрудничестве с агрокластером «Фуд Сити» по экспресс-доставке свежих продуктов (мяса, рыбы, зелени и морепродуктов) в течение двух часов в пределах МКАД, а в июле — о доставке продуктов из гастрономического кластера «Усачевский рынок»
В сервисе быстрой доставки Ozon Express за последние пару месяцев количество небольших производителей продуктов и фермеров выросло почти вдвое — это крафтовые производители категории фреш (молочной и рыбной продукции), сыроварни и другие. Рыночные и фермерские товары в большинстве своем — это так называемый «скоропорт» или «фреш», и маркетплейсу важно следить за качеством продукции, считает представитель Ozon. Например, поставщики Ozon Express проходят несколько этапов проверки — как с точки зрения разрешительных документов (в том числе ветеринарных сертификатов), так и с точки зрения качества и вкуса как самих продуктов, а также качества упаковки.