Чубайс оценил размер инвестиций в мировой переход к зеленой энергетике
Инвестиции в глобальный переход к зеленым источникам энергии могут потребовать триллионы долларов, заявил Чубайс. По его словам, экономисты подсчитали, что рост в текущей «энергетической парадигме» больше невозможен, и если переход не совершить, это чревато «последовательной потерей позиций страны»
Энергетический переход от полезных ископаемых к зеленым источникам энергии будет стоить миру триллионы долларов, или 3-5% мирового ВВП, заявил Анатолий Чубайс на Форуме экологического благополучия, который организовал Forbes Congress. Видеотрансляция форума доступна на сайте. Чубайс с декабря 2020 года занимает должность спецпредставителя президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
«Сегодня у серьезных экономистов есть прямые системы доказательств, что концепция коричневого роста, то есть роста в рамках существующей энергетической парадигмы, неработоспособна. <…> Поэтому картинка гораздо более жесткая: либо переход к зеленому росту, который будет непростым, и не надо думать, что это сплошное счастье всем, <….> либо последовательная потеря позиций страны в целом и соответствующие последствия», — заявил Чубайс. Он привел пример: у страны не будут покупать больше угля, даже если сырье очень хорошее, а поставщики профессиональны, просто потому, что мир будет от угля отказываться. Поэтому, если страна хочет роста пенсий, зарплат бюджетников, современного вооружения для армии и роста ее роли в мире, «коричневый рост» больше невозможен, отметил Чубайс.
Переход к зеленой энергетике приведет к перераспределению «сообщества развитых и неразвитых стран» и может оказаться болезненным, добавил Чубайс. «Это называется преимущество отстающего. Очень неожиданные следствия из всего этого могут произрастать, в том числе и для Африки в особенности», — отметил он. По оценке Чубайса, масштабы потерь России в экспорте углеводородов при переходе к зеленой энергетике могут составить $100 млрд в нефтегазовом секторе и еще $50 млрд — в прочих. Общая сумма $150 млрд составляет 10% ВВП, и ее вероятная потеря — это «совсем история тяжелая», заявил спецпредставитель президента.
В сентябре глава «Сбера» Герман Греф говорил, что, по оценке банка, достижение мировой углеродной нейтральности (когда все выбросы компенсируются) к 2050 году будет стоить планете $140 трлн — или 3% мирового ВВП в год. При этом падение энергетического экспорта России к этому сроку может составить около $200 млрд, добавил Греф. По его мнению, основные риски от энергетического перехода для России — это падение экспортной выручки, сокращение занятости, утрата лидерства в мировой энергетике и банкротство ряда энергетических компаний.
В июле Евросоюз опубликовал проект амбициозной климатической стратегии, которая предполагает сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году как минимум на 55% в сравнении с уровнем 1990-го. Одно из положений предполагает углеродный налог на экспорт товаров в Евросоюз. Минэкономразвития оценило, что углеродный налог затронет экспорт России на $7,6 млрд. Два европейских аналитических центра Sandbag и E3G посчитали, что Россия станет главной пострадавшей от налога ЕС.