Грузы якутской Эльги могут потеснить с БАМа уголь из Бурятии и Хакасии
Минтранс, Минэнерго и РЖД предварительно согласились предоставить «Эльгауглю» Альберта Авдоляна право первоочередного провоза 20 млн тонн угля в год по БАМу, узнал «Коммерсант». В этом случае с магистрали будет вытеснена часть угля из Бурятии и Хакасии, где работают СУЭК Алексея Мельниченко, «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и «Русский уголь», входящий в холдинг Михаила Гуцериева
Минтранс, Минэнерго и РЖД предварительно готовы предоставить «Эльгауглю» Альберта Авдоляна, разрабатывающему крупнейшее российское месторождение коксующегося угля в Якутии, право первоочередного провоза 20 млн тонн угля в год по Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Компания просила о приоритетных перевозках 30 млн тонн, обещая взамен за пять лет построить собственную железную дорогу и уйти в БАМа, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в правительстве.
Если вариант, сформулированный профильными министерствами, будет одобрен, то в 2022–2023 годах придется снизить вывоз угля по БАМу из других регионов совокупно на 18 млн тонн. Это затронет угольщиков из Хакасии и Бурятии, но не Кузбасса, поскольку Владимир Путин 2 марта поручил нарастить поставки угля именно из этого региона на Дальний Восток к 2024 году на 30%, или 15 млн тонн.
В Хакасии и Бурятии работают СУЭК Андрей Мельниченко, «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и «Русский уголь», входящий в холдинг Михаила Гуцериева. Добыча СУЭК в Хакасии составляет 13 млн тонн, в Бурятии — 15 млн тонн. «Коулстар» по итогам 2020 года добыла в Хакасии 4 млн тонн, «Русский уголь» — 5,8 млн тонн. «Мы верим, что ОАО РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые будут позволять осуществлять перевозку в полном объеме угля всем предприятиям нашей страны. Зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане»,— сообщил представитель СУЭК.
В других компаниях газете не ответили. Источник в угольной отрасли Хакасии заявил, что уменьшение лимитов перевозок для республики не только снизит налоговую базу, но и заблокирует развитие федерального проекта Бейского угольного кластера. В Минтрансе комментариев не дали, в РЖД от них отказались. «По итогам обсуждений дано поручение продолжить рассмотрение вопроса для выработки эффективного решения и создания оптимальной модели для реализации проекта»,— сообщили в Минэнерго.
По данным газеты, министерства сейчас обсуждают, как гарантировать уход «Эльгаугля» с БАМа по истечении пятилетнего срока. Так, по словам собеседника газеты, в договор с РЖД может быть включено условие, согласно которому в случае предъявления груза к перевозке «Эльгауголь» кроме тарифа платил бы монополии штраф в 5000 рублей с тонны. В «Эльгаугле» не стали отвечать на вопрос газеты, сможет ли компания построить ветку Эльга (Якутия) — Чумикан (север Хабаровского края), если ей гарантируют провоз только 20 млн тонн в год по БАМу.
«При принятии инвестиционного решения о строительстве железной дороги необщего пользования Эльга-Чумикан и порта мы не учитывали и не учитываем любые изменения правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре железнодорожного транспорта, как и получение приоритетного провоза и других льгот со стороны государства, а также не планируем отключения от БАМа, тем более уплаты штрафов», — передала пресс-служба слова гендиректора УК «Эльгауголь» Александра Исаева. Письмо Исаева в Минтранс не предусматривало изменение ПНД, в них уже есть пункт, позволяющий провозить грузы в первоочередном порядке по решению президента России.
По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, основная продукция Хакасии и Бурятии — это качественный бурый уголь и угли марок Д и ДГ. Их востребованность на мировых рынках будет снижаться в силу больших выбросов вредных веществ при сжигании и меньшей теплотворной способности, отметил эксперт. Он добавил, что ожидаемое снижение вывоза этих углей произойдет в любом случае. «Кроме того, угольный рынок цикличен, и при снижении цен, которое неминуемо произойдет к 2023–2024 годам, поставки низкосортных углей из указанных регионов все равно бы снизились», — отметил Гришунин.