К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неправильное происхождение: как шампанское стало жертвой российских законов

Фото Максима Григорьева / ТАСС
Фото Максима Григорьева / ТАСС
Президент России подписал поправки в Закон «О регулировании производства алкогольной продукции», где уточняются определения и вносятся дополнительные требования для винодельческой продукции. В частности, они запрещают называть импортные бренды шампанским. Такие поправки отражают доведенное до абсурда стремление поддержать российских виноделов, считает управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова

В новом законе формулировку «игристое вино (шампанское)» заменили на категорию «игристое вино, включая российское шампанское». При этом классификация вин защищенного географического указания (ЗГУ) и защищенного наименования места происхождения (ЗНМП) теперь будет проводиться только на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, которая распространяется на российские вина. Таким образом, понятие «шампанское» разрешили использовать только в отношении шампанского, произведенного на территории России.

Законопроект долго лежал в Госдуме и несколько раз переписывался, затем внезапно был принят во втором и третьем чтениях, одобрен Советом федерации и подписан президентом. Решение вызвало много комментариев, против российского закона выступила Еврокомиссия, а объединение французских производителей шампанского призвало своих членов прекратить поставки в Россию. Попробуем разобраться в логике авторов законопроекта и в последствиях его принятия.

Шампанское и ВТО

Статья 15-я российской Конституции указывает, что при противоречии между международным договором, который заключила Россия, и национальным законом приоритет остается за международным договором. В 2012 году Россия вступила в ВТО, нормы которой предполагают, что национальное регулирование не должно создавать необоснованных преференций для отечественных производителей. Еще до этого события российские виноделы согласились со временем отказаться от использования названия «шампанское». Предварительная договоренность об этом была достигнута между межпрофессиональным комитетом вин Шампани CIVC и Ассоциацией производителей игристых вин России в 2011 году. В документе предусматривалось, что члены ассоциации и те, кто присоединятся к ней позже, дают согласие на прекращение с 2023 года использования наименования «шампанское» латинскими буквами или кириллицей, в том числе и словосочетания «шампанский метод». Таким образом, ассоциация признала, что наименование «шампанское» является географическим.

 

Однако позднее был взят курс на поддержку российского производства. В июне 2020 года в России вступил в силу Закон о виноградарстве и виноделии (№ 468-ФЗ). В частности, он установил, что российским может считаться только вино из винограда, выращенного в России, а вино из импортных виноматериалов приравнял к «винным напиткам», о чем должна сообщать соответствующая надпись на этикетках. Предполагалось, что это поможет развитию фермерских винодельческих хозяйств через упрощенный механизм получения лицензии, но преференции скорее достаются крупным производителям Юга России, которые постепенно поглощают мелкие хозяйства.

Буря в стакане вина: почему новый закон заставляет ретейлеров убирать бутылки с полок

 

Превращение в контрафакт

При этом формулировки закона о виноделии стали противоречить старому, еще 1995 года, закону о регулировании производства алкогольной продукции. На решение этой проблемы и направлены новые поправки. И если ранее импортеры могли классифицировать вина по международным стандартам, потому что российских правил не было, то теперь они есть, что само по себе похвально, вот только сами подходы вызывают сомнения. Похоже, что основной из них — приоритет российского законодательства над международным, порой без учета элементарного здравого смысла и последствий для отечественных потребителей.

Новые правила касаются не только импортного шампанского, но и вина. Импортерам придется заново получать федеральные акцизные марки, при этом переходный период отсутствует и уже ввезенное и промаркированное по старым правилам вино и шампанское практически становится контрафактом. Так что можно уверенно говорить о дополнительных затратах для приведения продукции в соответствие с требованиями закона, тем более что расходы на уничтожение контрафактной продукции в итоге возмещают ее владельцы.

Какой будет окончательная реакция зарубежных производителей, мы пока не знаем — сейчас они подсчитывают затраты на выполнение новых российских норм, соотнося их с ценностью российского рынка для своего бизнеса. Но в любом случае мы стали свидетелями важного прецедента, и есть опасения, что шампанское не последний продукт, который может быть подвергнут «национализации».

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Молодая лоза: как новое поколение виноделов ломает стереотипы о производстве вина в России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+