«Обществу важно знать о вкладе, который вносит крупный бизнес в решение социальных проблем»: эксперты о рейтинге Forbes «Валюты добра»
Хосе Зурштрассен (Бельгия)
— У вас сложные графики работы, поскольку вы руководите банками, компаниями и важными инициативами. Почему вы решили подключиться к проекту Forbes?
— Если мы индивидуально начнем принимать более обоснованные решения о том, куда мы вкладываем свое время и капитал, то вместе сможем быстро изменить нашу траекторию на пользу планеты и человечества. Проект «Валюты добра» задуман, чтобы мотивировать людей, получивших определенный исторический статус путем решения крупных проблем в своих областях, с тем же вдохновением и упорством решать еще более серьезные, реальные всемирные проблемы.
Reaction оказала помощь в создании методологии рейтинга, потому что цели проекта полностью совпадают с нашей миссией. Организация Reaction была основана 150 бизнес-лидерами, которые после завершения Стэнфордской программы для высшего руководящего состава взяли на себя обязательство улучшить жизнь миллиарда людей в течение десятилетия путем внедрения на коммерческой основе инноваций, которые могут изменить мир. Проект способствует достижению этой цели, повышая осведомленность общества и направляя его к миру, в котором успех измеряется не только заработанными деньгами, но и использованием этих денег на улучшение жизни людей и нашей планеты.
Профессор Нил Малхотра, председатель преподавательского состава Центра социальных инноваций Высшей бизнес-школы Стэнфордского университета и Бернадетт Клавье, управляющий директор Центра социальных инноваций Высшей бизнес-школы Стэнфордского университета
— Нил и Бернадетт, что вас привлекает в этом проекте?
Б.К.: Мы видим логику в подходе, согласно которому как импакт-инвестирование, так и благотворительность считаются «валютой добра», при этом на равных началах. Воздействие есть воздействие, подпитывается ли оно инвестициями или благотворительными взносами. Существует множество факторов, влияющих на то, как средства трансформируются в импакт, и нет никаких доказательств того, что одни виды вкладов по определению превосходят другие по качеству или эффективности. А добиться максимальной отдачи от имеющихся ресурсов — не задача филантропа. Это уже работа оператора.
Н.М.: «Клятва дарения» (the Giving Pledge) была первым шагом на пути к созданию культуры щедрости среди миллиардеров мира. Валюта добра теперь может создать для них новые стимулы, чтобы направить как можно больше средств на общественное благо. Эта концепция также нормализует использование портфеля финансовых механизмов, от подарков до коммерческих импакт-инвестиций, для устранения проблем различных уровней в работе рыночной экономики.
Иван Кухнин, Deloitte CIS, руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития
— Иван, каково ваше мнение по поводу методологии рейтинга «Валюты добра»?
— Тему импакт-инвестиций и филантропии очень важно освещать — вопрос, с какой стороны. Эффективность вложенных средств на полученный результат — очень полезный показатель, но его сложно рассчитать по единой формуле для всех, чтобы потом сравнить результат. Указание на объем вложенных средств («Валюта добра») — первый шаг на пути повышения информированности об импакт-инвестировании и благотворительности в обществе, и рост этого объема будет приводить и к увеличению эффективности использования соответствующих средств. Я уверен, что со временем эффективность и воздействие станут такими же привычными акцентами, как энергетика вместо альтернативной теперь стала возобновляемой.
Профессор Джеффри Пфеффер, Высшая бизнес-школа Стэнфордского университета
— Профессор Пфеффер, вы специализируетесь на организационном поведении. Как вы считаете, рейтинг «Валюты добра» может изменить то, как богатые бизнесмены вкладывают деньги?
— Ваш акцент на стимулах правилен. Это может сработать. Люди любят соревноваться — это хорошая мотивация, которую вы положили в основу.
Кристиан Зилос, доктор биологических наук, директор Лаборатории глобальных инноваций для импакта Центра филантропии и гражданского общества Стэнфордского университета
— Доктор Зилос, в должности Директора Лаборатории глобальных инноваций для импакта Стэнфорда вы занимаетесь изучением социально значимых инноваций. Какой бы вы дали совет проекту Forbes по рейтингу «Валюты добра»?
— Мой совет для любой организации, которая хочет добиться реальных изменений, заключается в том, что она должна быть готова к тому, что это займет много времени. Делайте небольшие шаги, как на неровном пейзаже. Поднимитесь на следующий небольшой холм, чтобы лучше видеть горизонт и то, что будет дальше.
Джей Джейкаб, доктор исторических наук, руководитель по связям с общественностью «Экономики взаимности», соавтор книг «Завершение капитализма» и «Реализация цели на практике»
— Доктор Джейкаб, как один из ведущих авторов «Экономики взаимности», которая сейчас преподается в бизнес-школе Оксфордского университета, каково ваше мнение о потенциале проекта Forbes по рейтингу «Валюты добра»?
— Видение рейтинга Forbes «Валюты добра», что богатство больше связано с «достоянием добра», чем с «состоянием», предлагает бизнес-модель, которая соответствует следующей эпохе капитализма — эпохе, в которой возникнет более совершенная форма капитализма, чтобы особо выделять капитал, который оказывает положительное влияние на общество, окружающую среду и экономику. Этот новый рейтинг на одной волне с «Экономикой взаимности» — бизнес-инновацией, которую сейчас преподают в Оксфорде и применяют во все большем числе компаний, чтобы «они могли процветать, удовлетворяя потребности мира».
Тони Сисфельд, управляющий директор Monitor Deloitte
— Тони, вы не только Управляющий директор Monitor Deloitte, но и один из ведущих авторов знаменитого отчета Reimagining Measurement («Переосмысление измерений»). Как вы смотрите на то, что проект «Валюты добра» считает не полученные результаты, а средства, причем вложенные различными способами?
— Я полностью понимаю идею, воплощенную в концепции «Валюты добра». Вас будут критиковать за то, что вы считаете вложенные средства, а не результат, но это правильный подход для начала. Через эту концепцию вы оцениваете попытку бизнесменов внести вклад в то, что они считают общественным благом... Импакт-инвестирование и благотворительность в значительной степени используют вложенные средства по-разному, но иногда могут быть направлены на одни и те же цели. Этот подход можно рассматривать как инвестиционный портфель, предназначенный «на благо» — можно использовать часть на благотворительные взносы, часть на беспроцентные ссуды, а часть — для импакт-инвестирования. Все это будет входить в инвестиционный портфель «Валюты добра». А новым рейтингом Forbes ставит задачу увеличить поток средств, поступающих в этот инвестиционный портфель, это логично.
Профессор Баба Шив, Высшая бизнес-школа Стэнфордского университета
— Профессор Шив, как вы оцениваете методологию проекта Forbes по рейтингу «Валюты добра» с точки зрения нейро-экономики как вашей специализации?
— Это потрясающий проект, он может иметь реально большой эффект. Важно поддерживать позитивный процесс и зафиксировать щедрость тех, кто вносит вклады. Мне нравится, что вы задаете открытый вопрос о приоритетах бизнесмена в самом начале анкеты. Это побуждает думать о будущем, а не только о том, что было сделано в прошлом.
Рэйчел Басс, старший менеджер по научным исследованиям и ведущий автор разрабатываемой GIIN «Методологии по стандартизации и сравнению эффективности импакта» (GIIN — Global Impact Investing Network — крупнейшая в мире ассоциация импакт-инвесторов)
— Методология рейтинга «Валюта добра» российского Forbes предусматривает подсчет полного спектра вкладов в общественно полезные проекты — от благотворительности до импакт-инвестиций — и даже с учетом некоторых аспектов корпоративной социальной ответственности. Учитывая, что внимание GIIN (Global Impact Investing Network — американская некоммерческая организация, объединяющая ведущих игроков рынка инвестиций социального воздействия) сконцентрировано именно на импакт-инвестициях, поделитесь вашим мнением по поводу такого широкого спектра?
— Чтобы понять положительный эффект какого-либо лица, полезно рассмотреть широкий спектр действий, включая корпоративную социальную ответственность (ESG) и импакт-инвестирование, а также филантропию или благотворительные пожертвования. Каждый из этих методов может способствовать достижению положительных результатов по-разному и дополнять друг друга.
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству и заместитель председателя комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию
— Елена Николаевна, ввиду вашей деятельности в РСПП что вы думаете по поводу предстоящего рейтинга Forbes «Валюта добра»?
— Обществу важно знать о том вкладе, который вносит крупный бизнес в решение социальных и экологических проблем, такой запрос существует. Повышение открытости информации может способствовать формированию большего доверия к бизнесу и конкретным предпринимателям, снижению градуса напряженности по отношению к ним. Но здесь есть и риски, многое будет зависеть от того, как такая информация будет восприниматься, как она будет собрана и преподнесена. Качество аналитики и методика расчетов, которые лягут в основу нового рейтинга Forbes, имеют большое значение, дело это очень ответственное.
Ги Пфефферманн, доктор экономических наук, бывший главный экономист IFC (организации группы Всемирного банка) и Всемирного банка по странам Латинской Америки
— Доктор Пфефферманн, вы занимались вопросами экономики устойчивого развития в организациях группы Всемирного банка в качестве главного экономиста. Как вы оцениваете экономические аспекты методологии российского Forbes по рейтингу «Валюта добра»?
— Рассмотренная мной методология рейтинга представляется логичной. Естественно, я не перепроверял исследования, которые легли в ее основу. С концептуальной точки зрения, методология Forbes по подсчету внесенных средств «на входе» — правильный подход. Подсчитать эффективность «на выходе» слишком сложно, это была бы задача фараоновых масштабов. Вообще я считаю, что всякая благотворительность полна «протекающих ведер», она в целом не очень эффективна, но я согласен с тем, что если своим рейтингом вы увеличите сам поток, на другом конце будет больше пользы. Я также согласен с точкой зрения, что чем больше поток, тем выше эффективность, потому что бизнесмены больше будут заботиться о средствах, внесенных таким образом. В целом, повышение прозрачности пожертвований и импакт-инвестиций будет положительным моментом. Даже если у вас будет всего 10 миллионеров, этого достаточно, чтобы начать процесс, в следующий раз присоединятся другие. Может быть, Forbes стоит рассмотреть вопрос о вынесении этой темы на Всемирный экономический форум.