К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сдавайте ренту: что идея Белоусова об изъятии 100 млрд рублей говорит о новых отношениях власти и бизнеса

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
На днях вице-премьер Андрей Белоусов предложил очередную идею изъятия средств у металлургов. Вряд ли правительство пойдет на серьезное повышение налогов, но крупный бизнес все чаще будут «уговаривать» поддержать специально отобранные государством инфраструктурные, экологические или социальные проекты, считает автор Telegram-канала MMI, экономист банка «ЦентроКредит» Евгений Суворов

Очередная серия «предложений, от которых невозможно отказаться» от лица российского государства, наверное, уже не должна выглядеть неожиданной для крупного бизнеса. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, крупнейшие российские металлургические компании «нахлобучили» (очевидно, слово должно пойти в народ) государство на 100 млрд рублей, которых не хватило на запланированные госинвестиции и выполнение гособоронзаказа из-за роста цен на металлы.

Борьба с жадностью

Вполне логично, что вслед за ростом цен на мировом рынке производители металлов начали поднимать и внутренние расценки. Но, по мнению Белоусова, сверхприбыли должны быть возвращены в бюджет в виде налогов. Причем непонятно, имелись ли в виду какие-то разовые или точечные налоги или же постоянное повышение налоговой нагрузки. Разъяснений пока предоставлено не было.

Очевидно, что эта история довольно плотно переплетается с предыдущим эпизодом — правительство озадачилось пропорцией между объемами дивидендов, которые компании выводят в иностранные юрисдикции, и инвестициями, осуществляемыми непосредственно в России. Причем, помимо металлургов, пристального внимания удостоились и некоторые компании из других секторов, например нефтянки.

 

В Думе уже разрабатывают законопроект, который может установить прогрессивную шкалу налога на выводимые в офшоры дивиденды. А еще ранее, в 2018 году, Белоусов, на тот момент помощник президента, предлагал металлургическим компаниям, производителям удобрений и представителям газохимического сектора поделиться сверхприбылями общим объемом 500 млрд рублей, которые можно было бы направить на выполнение майских указов президента. Логика была та же: бизнес заработал на хорошей экспортной конъюнктуре и должен поделиться.

«Почему бы правительству не начать просто пользоваться этими деньгами?»: бизнес о предложении изъять у металлургов 100 млрд рублей

 

Новые правила

Значение слов первого вице-премьера выходит за рамки отрасли. Проблему цен на металлы, скорее всего, будут решать на переговорах представителей правительства с крупным бизнесом. Вероятно, что речь пойдет о разработке специальных условий участия металлургов в крупнейших инфраструктурных проектах и стройках, финансируемых из бюджета. Во всяком случае, именно об этом шла речь на встрече глав и собственников металлургических компаний с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, которая прошла 1 июня — на следующий день после заявления Белоусова.

Постепенно трансформируется и модель взаимодействия государства и бизнеса в целом. Расходы государства на поддержку экономики во время пандемии были довольно существенны, и, похоже, власти хотели бы их компенсировать, увеличив долю природной ренты, изымаемой в пользу бюджета. Недавняя история с «Норникелем», оштрафованным на 146,2 млрд руб. за экологический ущерб от разлива нефтепродуктов на одном из его предприятий, — из этой же серии.

«Эта конструкция еще не самая вероломная»: чего металлурги ждут от разговора с правительством о повышении налогов

 

Как может развиваться ситуация дальше? Вряд ли нас ждет общее повышение налоговой нагрузки. В период восстановления российской экономики после кризиса повышать корпоративные налоги — значит смириться с ростом ВВП не выше 1,5%. На фоне утвержденных планов, предполагающих, что экономика России должна расти быстрее среднемировых темпов, это может стать стратегической ошибкой. Вероятнее другой сценарий — распространение ручного управления отдельными (в том числе и частными) компаниями со стороны государства, вовлечение крупного бизнеса в специально отобранные инфраструктурные, экологические или социальные проекты. Правила игры будут становиться все более кулуарными, имеющими мало общего со стандартными рыночными практиками.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Обманутые ожидания: как росла нагрузка на бизнес вопреки мораторию Владимира Путина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+