К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Почему бы правительству не начать просто пользоваться этими деньгами?»: бизнес о предложении изъять у металлургов 100 млрд рублей

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Пока крупнейшие представители металлургических и химических компаний пытались добиться снижения налоговой нагрузки по новым проектам, первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил о плане нового изъятия — 100 млрд рублей — у металлургических компаний. Над тем, как именно собрать эти деньги, Минфин начал работать еще неделю назад, рассказал источник Forbes

Российские металлурги должны вернуть в бюджет в том или ином виде 100 млрд рублей сверхдоходов, которые они получили от роста цен на свою продукцию, рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов в интервью РБК. «Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет), извините за это слово, «нахлобучили» в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей», — сказал он.

«Я говорил некоторым из них: «Ребят, я сейчас даже не буду думать, как с вас снять [эти деньги] — такой налог, сякой, через НДПИ. Единственное, ценник вот [100 млрд рублей]», — добавил чиновник.

Как это будет работать

Рост цен на металл, благодаря которому, по мнению Белоусова, металлурги заработали сверхприбыль, давно беспокоит власти. Особенно когда речь идет о металле, который используют на стройках. Белоусов в интервью отдельно говорил о росте цен на строительный металлопрокат. Примерно за неделю до этого, 19 мая, рост цен на металлы чиновники Минпромторга, Минстроя, ФАС и Минэкономразвития обсуждали в Совете Федерации. На совещании сенатор Игорь Панченко сказал, что с начала 2021 года цены поднялись на 25–80%. Среди причин: рост цен на жилье. Похожие оценки — рост на 50-80% c ноября 2020 по апрель 2021 года — называла и Торгово-промышленная палата.

 

Как именно заставить металлургов поделиться дополнительной прибылью, чиновники еще сами не решили. Одни из вариантов — введение экспортной пошлины на металл, считает Белоусов. Но этот вариант, по его словам, — это «крайний случай», и «уж лучше НДПИ ввести». Сама идея возникла в мае, рассказал Forbes чиновник, участвующий в обсуждении вопроса. Способы изъятия 100 млрд рублей с прошлой недели разрабатывает замминистра финансов Алексей Сазанов, после того как Минфин получил соответствующее поручение, добавил он.

Не исключено, что тему с новой нагрузкой бизнес сможет обсудить во вторник, 1 июня, на совещании с министром промышленности Денисом Мантуровым. «Но на встрече формально не будут обсуждать изъятие 100 млрд рублей, на повестке цены на нашу продукцию», — объяснил собеседник Forbes в одной из компаний, приглашенных на совещание. Другой источник, близкий к одному из участников предстоящего совещания, отмечает, что совещание называется «Развитие металлургический промышленности». «Думаю, что все же министр пойдет по актуальной повестке», — сказал он.

 

История повторяется

Предложение оказалось неожиданным для металлургов и спровоцировало соответствующую реакцию: основной владелец НЛМК и президент ассоциации «Русская Сталь» Владимир Лисин объяснил предложение «синдромом госплана». Миллиардер посетовал, что сумма налогов на отрасль уже превышает суммы «притязаний», а «значительный рост» инвестиций, по его словам, игнорируется. Металлурги в первом полугодии уже заплатили в бюджет налогов на 100 млрд рублей больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, благодаря удачной конъюнктуре, эта сумма уже покрывает ту, что называет Белоусов, возмущается источник в одной из крупных бизнес-организаций. «Почему бы правительству не начать просто пользоваться этими деньгами? За 2021 год, если конъюнктура не изменится, то металлурги заплатят налогов в 250 млрд рублей», — добавляет он. Эту же сумму — плюс 100 млрд рублей дополнительных налоговых отчислений — называет в беседе с Forbes источник в компании из сектора черной металлургии.

История с новыми изъятиями для металлургов появилась после того, как крупный бизнес из числа крупных металлургических и химических компаний уже несколько месяцев пытался добиться снижения налоговой нагрузки. Речь идет об НДПИ, который правительство также неожиданно для отрасли повысило в 3,5 раза осенью прошлого года. Минфин готовил повышение налога «фактически секретно», утверждали собеседники «Коммерсанта». Тогда ведомство объясняло необходимость повышения налога тем, что налоговая нагрузка на металлургов и «химиков» ниже, чем на нефтяников и газовиков, и «это надо исправить».

Бизнес в максимально сжатые сроки пытался отбиться от повышения налоговой нагрузки, но не вышло. «Посыл чиновников был такой: по расчетам Минфина на ближайшие три года бюджету понадобится дополнительные 56 млрд рублей ежегодно. И они должны быть», — пересказывал аргументы чиновников участник осенних совещаний в правительстве со стороны бизнеса.

 

Как бизнес пытается снизить налоги

Этой весной представители металлургических и химических компаний попытались добиться снижения НДПИ для новых проектов, рассказывал источник в одной из компаний, которых коснулось повышение нагрузки, и подтверждал другой источник, близкий к одному из участников совещаний в правительстве. Одно из предложений было таким: инвестиции в проект более 10 млрд рублей облагались бы налогом по старой ставке. Проекты с инвестициями от 5 млрд предлагалось облагать налогом с коэффициентом 2 (а не 3,5, как сейчас). В частности, это предложение представители «Деловой России» и РСПП обсуждали 19 марта с чиновниками Минфина, Минэкономразвития, ФНС на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Скальпель для экономики: смогут ли власть и бизнес договориться о контроле за налогами

Но в итоге предложения по снижению налоговой нагрузки почти на два месяца «застряли» в Минэке и Минфине, уточнял источник в одной из компаний, которых коснулось повышение нагрузки. 31 мая собеседник Forbes в крупной компании из сектора черной металлургии сказал, что решения в правительстве до сих пор нет. Источник в одной из крупных бизнес-ассоциаций говорит, что согласовать изменения на 2021 год точно не получится.

В пресс-службе Минфина 31 мая ответили Forbes, что уже «проработали вопрос со всеми заинтересованными сторонами» и направили в правительство проект изменений в налоговый кодекс, предусматривающий предоставление налогового вычета по НДПИ.

В Минэкономразвития не ответили на запрос. Forbes направил запрос в ФНС, ожидает ответа.

 

Обманутые ожидания: как росла нагрузка на бизнес вопреки мораторию Владимира Путина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+