К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Американский парадокс: почему в США устаревшая IT-инфраструктура, а план Байдена не лишен смысла

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Новая администрация США собирается вложить как минимум $2 трлн в обновление инфраструктуры, в том числе высокотехнологичных секторов — от «зеленого» транспорта до широкополосного интернета. Может показаться, что это пустая трата денег и в самой богатой стране мира с инфраструктурой и так все хорошо. На самом деле по многим технологическим сервисам Америка отстает от развитых стран Европы и Азии, считает работающий в Кремниевой долине партнер фонда Fort Ross Ventures Виктор Орловский

Чек по факсу

Начну, пожалуй, с самого очевидного примера — чеки. Я думаю, трудно сейчас найти страны, где люди до сих пор платят чеками. Но в Америке все еще можно встретить много подобных архаизмов. Чеки — только один из них.

Другой пример — безопасность персональных данных. Одним из самых важных документов в Америке является Social Security Number (SSN), фактически это номер внутреннего паспорта. Если кто-то знает ваши ФИО, дату рождения, адрес и номер SSN, он может оформить кредит на ваше имя или отправить все деньги с вашего счета на свой. В США ежегодно фиксируется огромное число случаев такого мошенничества.

 

Безопасность технологий бесконтактной оплаты в Америке тоже ниже, чем во многих других странах. В России, например, я не видел ни одного POS-терминала, который не принимал бы карты через технологию RFID (прикладывание). В США таких терминалов большинство. Если в России подойти к терминалу, человек у прилавка вам скажет «Приложите карту», а там вы услышите Swipe the card, то есть «Проведите картой». И не только из-за отсутствия терминалов с нужной технологией, но и потому, что некоторые банки не умеют принимать к оплате чиповые карты, как это ни трудно себе представить в 2021 году. Наконец, вы не найдете ни одной кредитной карты в Америке, у которой был бы пин-код.

Далека от совершенства и распространенная в США технология кредитного скоринга, не позволяющая даже очень богатому человеку получить кредитную карту или кредит на машину. Допустим, вы совсем недавно приехали в страну, у вас есть $10 млн на счету и вы хотите взять ипотечный кредит. Для этого вам сначала нужно получить кредитную карту на $3000 и пользоваться ей полгода, причем это не так просто. Вы должны тратить не слишком много по кредитному лимиту, но и не слишком мало, потому что если у вас слишком маленький или слишком большой лимит — это плохо. При этом по разным картам нужно поддерживать разные лимиты, чтобы улучшать свою кредитную историю.

 

Но и это еще не самое худшее. Например, у нас дома есть факс. Он нужен, потому что некоторые медицинские учреждения не присылают и не принимают сообщения никаким иным способом, кроме как по факсу. Невозможно отправить e-mail, нет мобильного приложения, а так как нам необходимы услуги этих учреждений, приходится держать дома факс.

Получение водительских прав в Америке — это отдельная история. Все нужно делать в офлайне, стоять в очередях. Свои права я получил только с седьмой попытки, до этого я каждый раз получал маленький квиточек, который позволял мне ездить два месяца. И никто не мог мне сказать, что случилось с моими правами, что там не так — ни адвокат, ни сотрудники сервиса, выдающего водительские удостоверения. У меня накопилось очень много таких историй про «инновации» в США.

Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple

 

Проверено временем

На этом можно было бы поставить точку и сделать вывод: инноваций здесь нет. Но нужно признать, что есть и другая Америка — страна прорывных инноваций. Они рождаются в той же Долине, в высокотехнологичных цифровых компаниях. Среди них есть и гиганты вроде Google, Amazon, Apple и Facebook, а есть и совсем небольшие стартапы. И все они порождают инновации, которые двигают наш мир вперед. Казалось бы, как все это уживается друг с другом? Я думаю, здесь есть определенная система.

Дело в том, что во многие сектора, например в телеком, мобильную связь, транспорт, производство мейнфреймов, инновации пришли давно, в некоторых случаях 40-50 лет назад. И большинство внедривших их компаний стали заложниками этих инноваций. Например, в начале 2020 года самым востребованным сотрудником IT-отделов американских компаний был, как ни странно, специалист, знающий COBOL — древнейший язык программирования. Почему? Потому что огромное количество систем, написанных на COBOL, эксплуатируются до сих пор. Если когда-то вы уже что-то внедрили и это работает, очень страшно что-то менять. Тем более в отсутствие новых знаний и компетенций. И большинство банков, департаментов транспорта и других американских сервисов живут на этих старых системах и не спешат их менять.

Другой очень важный момент: хотя снаружи Америка выглядит как единое монолитное государство, внутри это 50 штатов, которые живут обособленно и конкурируют друг с другом. Федеральных сервисов и систем в США очень мало. Каждый штат справляется со своими задачами как может. Есть чуть более прогрессивные штаты, есть менее прогрессивные. Причем те штаты, которые стали развиваться позднее, получили преимущество, так как смогли автоматизироваться на более современных системах, чем штаты, первыми внедрившие инновации. Ровно та же проблема — если что-то работает, лучше это не трогать.

Справедливость для IT-миллиардера: что ждет Кремниевую долину после победы Байдена

Шанс для инноваций

И тем не менее большинство инноваций в области машинного обучения, беспилотного транспорта, космических исследований рождается сегодня в Америке. Китай только начинает серьезно конкурировать со Штатами. Почему? Первая причина — очень сильное высшее образование. Большинство ученых сегодня, как и 50 лет назад, мечтают работать в одном из топовых университетов США. Создается сильная конкуренция и среди профессоров, и среди студентов со всего мира.

 

Кроме того, несмотря на некоторые сложности, в Америку легче переехать, чем во многие другие страны, возникает меньше культурных препятствий. Например, японец в США лучше адаптируется, чем американец в Японии. Его легче принимают, никто не обращает внимания на его японский акцент, со временем он становится своим. И хотя Америка — очень конкурентная страна для талантов, именно там человек любой национальности может стать выдающимся профессором, бизнесменом или инженером. Эта страна действительно умеет вселить в вас мечту. Американцы — свободные предприниматели, а те, кто туда приезжает, становятся такими. Они по своей природе risk takers, то есть готовы взять на себя риски. Побеждает тот, кто не боится провалиться. Здесь, особенно в Калифорнии, очень спокойно относятся к провалам, ведь именно они — путь к прорывным инновациям.

Наконец, в Америке очень хорошо обстоят дела с фондированием. На инновации и фундаментальную науку не жалеют ни лабораторий, ни грантов. Больше всего средств и бизнес, и государство выделяют на прорывные и фундаментальные исследования, которые затем коммерциализируются, причем механизм коммерциализации очень хорошо проработан. Большинство профессоров из Беркли, Стэнфорда, MIT участвуют в различных стартапах. Они готовы становиться предпринимателями и выводить на рынок свои разработки. Это заложено в культуру американских университетов. А фундамент для инноваций в США создает самая мощная в мире венчурная экосистема. Построить нечто похожее пытаются в Сингапуре, Германии, Англии и Китае. Но пока Америка находится на передовой. А без венчурного капитала невозможна коммерциализация прорывных инноваций, которые через 10-15 лет станут частью повседневной жизни.

Вот и получается, что, с одной стороны, в США много сервисов, которые покажутся нам архаичными, а с другой — создаются прорывные инновации, которые потом заимствует весь мир, в том числе и мы в России. Думаю, какое-то время Америка сохранит лидерство, но не стоит забывать, что глобальный мир становится все более и более конкурентным. Поэтому попытки новой администрации вмешаться в ситуацию выглядят логичными. Другой вопрос, помогут ли обещанные инвестиции.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Дивный новый мир: в какие проекты будущего инвестируют миллиардеры

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+