Как белка в колесе: почему самая дорогая компания Кремниевой долины не проводит IPO
В течение последнего года на фондовом рынке наблюдалась настоящая финтех-лихорадка. Инвесторов, которые с нетерпением ждали возможности приобрести акции финтех-компаний в рамках IPO, можно было сравнить с фанатами Beatles в конце 60-х.
В январе этого года Макс Левчин провел IPO своего сервиса Affirm, с помощью которого пользователи могут приобрести товары в рассрочку. После дебюта на фондовой бирже стоимость акций Affirm выросла почти в два раза, в результате чего оценка компании поднялась до $24 млрд. При этом всего за четыре месяца до IPO сервис Affirm на рынке частных компаний оценивали примерно в $5 млрд. Еще один пример: прошлым летом малоизвестный финтех-стартап nCino из Северной Каролины тоже провел IPO, в ходе которого стоимость его акций выросла на 195%. В конечном итоге дебют nCino на бирже стал самым удачным IPO американских технических компаний с августа 2000 года.
Тем не менее сервис онлайн-платежей Stripe из Сан-Франциско идет наперекор общей тенденции и пока не планирует проводить IPO. Основанная 11 лет назад компания недавно привлекла финансирование на $600 млн, в результате чего ее оценка выросла до $95 млрд. В этой связи платежный сервис Stripe также стал самым дорогим стартапом Америки.
Как два брата-вундеркинда создали самую дорогую частную компанию Кремниевой долины
Почему Stripe не выходит на биржу?
По словам нескольких инвесторов из финтех-индустрии, самая простая причина заключается в том, что работа компании после проведения IPO станет более трудоемкой. Представителям Stripe придется вертеться как белка в колесе. Из-за необходимости ежеквартально отчитываться о финансовых показателях руководство Stripe будет уделять меньше времени и внимания другим аспектам развития платежного сервиса. Кроме того, проведение IPO связано с большей подотчетностью и более тщательными проверками.
Обычно инвесторы стартапов настаивают на том, чтобы руководители провели IPO или продали компанию в течение 10 лет после ее основания, потому что это позволяет венчурным фондам продать акции и распределить вырученные средства среди своих собственных инвесторов. Однако благодаря развитию и масштабам Stripe руководство платежного сервиса получило возможность самостоятельно управлять будущим компании. Подобное решение Stripe поддержали и венчурные фонды, вроде Sequoia Capital, которые известны своей необычайной терпеливостью.
Зачем руководство компании привлекает инвестиции?
Сервис онлайн-платежей Stripe — это огромная компания, которая не нуждается в привлечении нового финансирования на $600 млн. Инвесторы из финтех-индустрии считают, что привлечение инвестиций может быть связано с планами по поглощению других компаний.
Stripe занимается не только онлайн-платежами. Сервис параллельно развивает несколько других направлений работы, в число которых входит проект по открытию банковских счетов для малого бизнеса. Возможно, Stripe планирует поглотить компанию, специализирующуюся на этой сфере. В октябре 2020 года сервис онлайн-платежей уже приобрел нигерийскую компанию Paystack примерно за $200 млн, что свидетельствует о желании Stripe расширяться за счет поглощения небольших предприятий. Официальный представитель компании заявил, что платежный сервис инвестирует привлеченные $600 млн в проект Stripe Enterprise для крупных клиентов, а также в развитие на европейском рынке.
Еще одна причина привлечь финансирование — повышение оценки платежного сервиса почти в три раза за три года, что свидетельствует о невероятном развитии компании. Это часть маркетинговой стратегии Stripe, используемой при поиске и найме новых сотрудников. Кроме того, это практически не снижает стоимость акций, принадлежащих основателям и сотрудникам компании.
На данный момент Forbes оценивает состояние каждого из братьев-основателей Stripe в $9,5 млрд. До привлечения нового финансирования состояние Патрика и Джона Коллисон оценивалось в $3,2 млрд.
Единорог по-ирландски: как братья Коллисоны создали сервис стоимостью $5 млрд
Что с ликвидностью?
Без ответа остается один большой вопрос, который касается ликвидности. Какие шаги предпринимает Stripe, чтобы помочь своим сотрудникам разобраться с этой проблемой?
Некоторые сотрудники компании, возможно, хотят продать свои акции Stripe, чтобы, например, купить недвижимость или оплатить образование детей. Безусловно, сейчас есть платформы вторичного рынка ценных бумаг вроде SharesPost и EquityZen, которые позволяют продавать акции частных компаний. При этом продажи на вторичном рынке ценных бумаг становятся все более популярными.
Однако сами компании могут ограничивать эти продажи. Кроме того, продать небольшие пакеты акций не очень просто. Например, чтобы воспользоваться платформой SharesPost, необходимо продать акции стоимостью не менее $100 000. Позволить себе такое могут сотрудники Stripe, которые работают в компании на протяжении 10 лет и владеют пакетами акций стоимостью в миллионы долларов. Простой инженер, который проработал в Stripe четыре года, возможно, столкнется с трудностями при продаже акций. Официальные представители сервиса онлайн-платежей Stripe отказались рассказать подробнее о мерах помощи сотрудникам компании в решении данной проблемы.
Еще один интересный вопрос: как будет выглядеть фондовый рынок в этом или следующем году, когда руководство Stripe все же решит провести IPO? На фоне того, что оценки компаний достигли рекордных значений, а играющие на понижение инвесторы начали активно закрывать короткие позиции по акциям SPAC-компаний, Stripe, возможно, удастся обойти стороной следующую коррекцию рынка перед потенциальным IPO и начало тщательных проверок со стороны инвесторов.
Перевод Полины Шеноевой