К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жертвы коронавируса: как пандемия поставила многие городские объекты перед выбором — измениться или исчезнуть

Фото Asanka Ratnayake / Getty Images
Фото Asanka Ratnayake / Getty Images
Прошедший год заставил города сделать ускоренный рывок в будущее, а инвесторов — пересмотреть свои стратегии. Локдауны, удаленная работа, страх заражения — все это за считаные месяцы стало новой реальностью, в которой люди готовятся жить и после победы над COVID-19. Словом года в сфере недвижимости и городской среды могло бы стать «adaptive reuse» — переделка здания со сменой его функций. И речь идет не только о временных решениях, хотя и таких примеров много 

В США отели предоставили 3,4 млн гостиничных номеров для нужд медицинских работников и борьбы с коронавирусом. В Москве временные госпитали для больных с COVID-19 были развернуты в выставочных павильонах, на спортивных и торговых объектах. Ледовый дворец в Мадриде из-за возможности поддерживать низкую температуру превратили во временный морг. Даже после победы над коронавирусом мир уже не станет прежним: потребности людей меняются, и зданиям придется заново к ним приспосабливаться.

В смене назначения построек нет ничего нового. Когда уменьшается число прихожан, церковь могут переделать под жилье или библиотеку. В ненужных тюрьмах открывают отели или выставочные пространства. Утратившие смысл в силу технологического прогресса гигантские газгольдеры становятся уютными квартирами или музеями. Пандемия COVID-19 лишь значительно ускорила устаревание зданий и сооружений. Конечно, старые бетонные или каменные коробки можно сносить и на их месте строить то, что кажется нужным и актуальным. Но снос образует прореху в ткани района и города, наносит удар по целости и своеобразию. Какой может быть новая жизнь объектов недвижимости?

Торговые центры

Один из участников московского рынка недвижимости придумал, как заполнить пустующие торговые помещения: разместил в них оборудование и занялся майнингом биткоинов. Повторить этот опыт сможет не каждый владелец торговых центров, но проблема устаревания этого формата в пандемию встала особенно остро. Даже если молл не находится на территории полного локдауна и может работать, потребительские привычки людей изменились. Становится все меньше тех, кто хочет толкаться в толпе, гулять и вдумчиво совершать покупки. Люди все чаще осторожничают и предпочитают делать заказы онлайн. Моллы станут не нужны? Возможно, но сносить их не нужно: многие могут перестроиться и стать распределительными центрами или просто складами.

 
Посещаемость торговых центров снизилась на 20–30% по сравнению с прошлым годом
Посещаемость торговых центров снизилась на 20–30% по сравнению с прошлым годом·Asanka Ratnayake·Getty Images

Компания Urban Edge Properties владеет и управляет 78 объектами торговой недвижимости с GLA (чистая сдаваемая площадь) 1,4 млн кв. м. В мае 2020 года компания объявила, что переделает существующий торговый центр площадью более 12  000 кв. м на пересечении Эссекс-стрит и 17-й автомагистрали в городе Лоди (Нью-Джерси, США) под склад. Работы все еще ведутся, но в сентябре стало известно, что Urban Edge Properties нашла арендатора на объект, компанию AAA Wholesale. Она разместит там распределительный центр для оптовых покупателей (что-то вроде «Фуд Сити» в Москве). Первый этаж здания оборудовали семью новыми разгрузочными доками. А высокие потолки помогли избежать лишних затрат.

По данным K. C. Конвея, главного экономиста института CCIM, который готовит управленцев в сфере коммерческой недвижимости, строительство нового склада на обжитой территории обходится в $1505 за кв. м, а перестройка под склад существующего торгового центра — в $540 (данные приводит Bloomberg Citylab). Таких примеров будет все больше: владельцы моллов их перестраивают, жертвуя торговыми галереями в пользу складских площадей, чтобы обслуживать самовывоз.

 

Качественные характеристики — размер, шаг колонн — позволяют находить моллам другое применение. Компания POWERplex STL в пандемию решила инвестировать в переоборудование закрытого в 2019-м аутлет-молла площадью 140 000 кв. м в Хэйзелвуде (Миссури, США) в спортивный объект, вложив $60 млн. «Родители тратят много денег, чтобы приезжать болеть за своих детей», — объяснял журналистам управляющий партнер POWERplex Дэн Бак. На месте торговых галерей появятся 22 волейбольные площадки, три баскетбольных и стадион на 2200 мест. Вторая фаза проекта, после 2021 года, будет включать танцпол и раздевалки и общежития для спортсменов на 400 коек. Проект поддержали местные власти, которым пустующий молл выгоды не приносил.

Кинотеатры

Еще одна пострадавшая отрасль — это кинотеатры. Отдельно стоящие или в составе торговых центров, они опустели в 2020-м. Девелоперы продумывают проекты реконцепции — переделку кинотеатров с высокими потолками в те же склады. Но есть и другие идеи и примеры, которые можно взять на вооружение.

В 2016 году компания Vintage Partners презентовала свой новый проект: построенный в 1959 году в городе Флагстафф (Аризона, США) кинотеатр компания переделала в новый офис для местного Департамента транспорта. Раньше сотрудники департамента располагались в шести офисах в разных частях города, проект Vintage Partners позволил собрать их под одной крышей. Реконструкция не была легкой: пришлось прорубать в глухих бетонных стенах окна и делить высокое помещение на два этажа с большим мезонином. Зато до кинотеатра удобно добираться, и 200 сотрудников департамента могут пользоваться аппаратом для производства попкорна, оставшимся с прежних времен.

 
Просторные помещения кинотеатра оказались удобными для размещения чиновников Департамента транспорта и посетителей
Просторные помещения кинотеатра оказались удобными для размещения чиновников Департамента транспорта и посетителей·LEA-Architects

Парковки

По данным Urban Land Institute, в США на 250 млн автомобилей приходится 2 млрд парковочных мест. Градостроительные нормы, как правило, требуют обеспечить парковками новые жилые дома. Торговые центры, отели и офисы тоже строят вокруг себя парковки. Плоскостные или многоэтажные, парковки занимают в городах мира много места. С переходом людей на удаленную работу и изменением их привычек парковочные места рискуют оказаться невостребованными.

На улице Като в Мельбурне (Австралия) много лет был плоскостной паркинг. Администрация входящего в Мельбурн муниципалитета Стонингтон решилась на крупный проект редевелопмента, который завершился в конце 2019 года. Вложив $44 млн, власти заменили парковку новой площадью, получившей название Prahran Square (10 000 кв. м). Вместо заасфальтированной парковки появились лужайка, роща (высадили более 130 деревьев), детская площадка с водными развлечениями, террасы и помещения для киосков и кафе.

Другой паркинг, принадлежащий офисному зданию в Сиднее, переделали под вертикальную городскую ферму и выращивают там овощи.

О чем говорят стены, куда приведет разметка: как будут выглядеть общественные пространства после пандемии

О чем говорят стены, куда приведет разметка: как будут выглядеть общественные пространства после пандемии

Фотогалерея «О чем говорят стены, куда приведет разметка: как будут выглядеть общественные пространства после пандемии»
5 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+