Цены возбуждающего характера: почему не следует разрушать рыночную экономику в угоду популизму
На прошлой неделе президент Владимир Путин обратил внимание правительства на то, что цены на некоторые виды продовольственных товаров — подсолнечное масло, сахар, муку, хлеб — сильно выросли, и попросил заняться этим вопросом.
Правительство, естественно, и занялось. Тут же создали Межведомственную рабочую группу по мониторингу и оперативному реагированию на изменение цен на социально значимые товары, куда вошли почти с десяток министров и руководители рангом ниже. Пошли совещания, обсуждения. В качестве примера возможных мер говорят о введении целевой цены на подсолнечное масло в рознице, — 110 рублей за литровую бутылку, — о рекомендованной розничной цене на сахар — 45 рублей за килограмм, — о введении экспортной пошлины на пшеницу и тому подобных мерах. Уже решили, что Минсельхоз России совместно с Минфином России должны подготовить «дорожную карту» по созданию единого структурированного справочника-каталога социально значимых товаров. Причем в этой работе должны быть задействованы возможности системы онлайн-касс, которые в режиме реального времени будут передавать данные о продажах в налоговые органы. В общем, кипит работа.
Нет никаких сомнений, что ограничения в том или ином виде скоро вступят в действие. Это-то и настораживает, потому что возникает масса вопросов. К примеру, вот один из них: почему вдруг возник именно такой перечень товаров, из-за которых сегодня переполох? С сахаром-песком (цены с конца декабря 2019 года по 7 декабря 2020 года, по данным Росстата, выросли на 72,7%) и маслом подсолнечным (цены выросли на 25,9%) все более или менее понятно. Но почему там оказалась мука (цены на муку пшеничную выросли на 12,7%), хлеб пшеничный (7%), однако нет, к примеру, крупы гречневой-ядрицы (рост цен 40,6%)? Картофель (25,1%) и морковь (23,8%) тоже подорожали значительно сильнее, чем та же мука, но об этом почему-то ничего не было сказано. Так что немного странноватый получился выбор продуктов.
Но главное в другом. Сегодня мы наблюдаем правительственную суету по поводу того, как обуздать цены, однако возникает естественный вопрос: почему не используется действующий механизм сдерживания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров?
Такое впечатление, как будто эта проблема впервые возникла только сегодня. Однако напомню, что у нас еще постановлением правительства от 15 июля 2010 года №530 были утверждены правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В перечень этих товаров включены: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной и ржано-пшеничный и прочее.
Правила эти достаточно просты: предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости устанавливаются правительством на срок не более 90 календарных дней — в случае если в течении 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или территориях субъектов рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более. Таким образом, все уже есть, ничего и придумывать не надо. Но почему-то, судя по обсуждаемым предложениям, власти теперь хотят ограничивать цены как-то по-другому.
Объяснение этому я нахожу следующее: если применять уже существующий порядок, то никакого форс-мажора с ценами не наблюдается, за исключением разве что цен на сахар-песок. А потому оснований вводить предельные розничные цены нет. Не будем забывать и о том, сколь сильно ослабел рубль в текущем году. Это не означает, что не надо разбираться с ценами на тот же сахар-песок, которые, судя по данным Международной сахарной организации, в декабре 2020 года так и вовсе стали снижаться. Однако в России на розничном рынке мы наблюдаем совершенно другую ценовую динамику.
Не так все однозначно и с ценами на подсолнечное масло, которые выросли вроде как из-за роста соответствующих цен на мировом рынке. Однако вот статистика ФТС России: за январь–октябрь 2020 года прирост экспорта масла растительного по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 23,7% (в весе) и 26,7% (в стоимостном выражении). Где же этот рост цен на мировом рынке, если рост экспорта в весе и в стоимостном выражении не сильно отличаются друг от друга? Конечно, не будем забывать, что есть контрактные цены поставки и есть текущие мировые цены, но все равно, вот так сразу вводить экспортную пошлину на подсолнечное масло? Надо еще хорошо подумать, стоит ли делать это.
Правительство раскритиковало чиновников из-за роста цен на продукты. Какие подорожали сильнее всего
А вот что точно не следует делать, так это отбрасывать действующий механизм сдерживания цен и одновременно подключать к этому процессу Генпрокуратуру. Можно, конечно, жестко ограничить цены, не особо разобравшись, что происходит на рынке. Однако в итоге мы рискуем получить или дефицит соответствующих продуктов, или ускоренный рост цен на другие товары (надо же как-то компенсировать ограничение по ценам), а возможно, и то и другое вместе. У нас экономика хотя кривая и косая, но пока еще рыночная.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции